Закидать мировые прилавки «русской рыбой» грозятся отечественные чиновники. На недавнем заседании рыбопромышленной рабочей группы президиума Госсовета губернатор Приморья Сергей Дарькин выразил беспокойство, что «на мировых рыбных рынках до сих пор нет ни одного российского брэнда».
Мысль о том, что «за рубежом до сих пор нет ни одного российского брэнда», вызвала тревогу и беспокойство. План максимум – Россия откажется от статуса добывающей рыбной державы. Ориентир – готовый продукт под «нашей» маркой!
Решено, значит – к действию! Чиновники с неподдельным энтузиазмом приступили разработке концепции вывода рыбной отрасли из кризиса. По всей видимости, после разработки «рыбной» программы, отрасль ждут крупные вливания.
По убеждению господина Дарькина, у российской рыбной промышленности есть резервы и возможности для успешного развития: стоимость продукции рыбной отрасли можно увеличить к 2008 году до $5,2 млрд.
России просто необходимо использовать свои конкурентные преимущества на мировом рыбном рынке. Это разнообразная и экологически чистая сырьевая база рыболовства (российская доля в мировом промысле трески составляет 35%, минтая – 32%, сельди – 20% и лососевых – 12%), выгодное географическое положение (близость российских портов к районам промысла и основным рынкам сбыта) и квалифицированные, но недорогие рыбацкие и научные кадры.
С Дарькиным соглашается собеседник нашего делового портала, советник президента Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Вячеслав Новиков: «Зачем торговать сырьем, когда можно торговать готовой продукцией, у которой высокая степень переработки и большая добавленная стоимость? Вам любой начинающий экономист-первокурсник скажет, что продавать сырье менее выгодно, чем готовый продукт под собственным брендом».
Представитель ВАРПЭ, Вячеслав Новиков вспоминает старые советские времена, когда «вне конкуренции были и русский краб чатка, и белужская икра каспийского бассейна, не надо было много средств тратить на раскрутку, продвижение товара. Все было просто – стояла бирка “русская икра”», – делится он.
Однако он понимает, что сегодня на мировые рынки не так легко пробиться. В.Новиков приводит в пример московский рыбный рынок, на который не так-то просто войти какому-нибудь предприятию из Мурманска или Дальнего Востока.
При этом он считает, что «международные рынки завоевать можно, было бы желание. Надо произвести очень качественный товар, но без соответствующих маркетинговых усилий он так и останется лежать у вас. От появления продукта до реального его становления на рынке при соответствующих финансовых расходах проходит не менее 10-12 лет. В объемах 5-10% нашего производства российского мы способны захватить мировой рынок», – объясняет советник президента ВАРПЭ.
Чтобы наша рыбная продукция стала конкурентоспособной, надо в достаточной степени многое сделать в реальном секторе экономики, нужно довести технические способности флота до определенного уровня, сделать нормальную сертифицированную по мировым стандартам переработку – и корабельную, и береговую.
Кроме того, на его взгляд нужно приложить максимум усилий и финансов не только к созданию, но и продвижению нашей продукции. Только после этого бренды будут говорить сами за себя. «В бренде, в котором первое слово будет – “русская”, должен занять определенную нишу на мировом рынке. Да, это желаемый результат, его надо добиваться всеми силами и возможностями. Естественно, технология производства продукции ничто без продвижения бренда. Это затраты на выставочно-пропагандистскую деятельность, рекламные затраты. Если я не ошибаюсь, в классической маркетинговой стратегии они определяются, как 25% от общей суммы производственных затрат», – утверждает В.Новиков.
Казалось бы, в наших руках много козырей: государство обещает крупные финансовые вливания в отрасль, у страны разнообразная и экологически чистая сырьевая база рыболовства, выгодное географическое положение и квалифицированные, но недорогие рыбацкие и научные кадры.
Однако не слишком ли радужны планы? Сможет ли Россия потеснить западные рыбные бренды на западных же рынках, чего хочет губернатор Приморского края? И каковы реальные перспективы развития рыбной отрасли? Ведь речь идет не сколько о деликатесных сортах, сколько о минтае и треске, как самых массовых промысловых видах.
Эксперт Bigness.ru, консультант по бренд-стратегиям Виктор Тамберг сомневается в реализации плана «по захвату» мировых прилавков русской рыбой. «Выйти на западные и другие мировые рынки с русскими марками переработанной рыбы – утопия. В каждой стране не только свои бренды, которые контролируют рынок, но и, что даже более важно, свои кулинарные традиции. Русские продукты, если мы говорим не о деликатесах, а о массовом рынке, могут заинтересовать только русские диаспоры в западных и других странах, не более того», – уверен он.
Иностранный потребитель будет покупать привычные местные рыбопродукты привычных местных производителей. Пробиваться с боями на заморские рынки экономически нецелесообразно. «Рыба, особенно ее массовые виды – не водка и не икра. Понятия “русская рыба” в сознании западного потребителя не существует. И занять это место будет слишком трудно, а главное – дорого. Самое существенное, что могут сделать российские рыбопереработчики – выпускать продукт, аналогичный востребованному на каком-то западном рынке и выдавливать местных игроков за счет низких цен», – объясняет В. Тамберг.
Похоже, России остается по-прежнему, поставлять на Запад только сырье. Есть ли перспективы на рынке России? Премьер-министр России Владимир Путин в свое время назвал цифру 80. Именно столько процентов рынка рыбопродуктов должны занять отечественные товары и марки.
Виктор Тамберг считает, что основные перспективы и резервы у переработчиков рыбы должны быть связаны с работой на внутреннем рынке: «Во-первых, сегмент рыбных снеков по-прежнему остается интересным, устоявшихся пристрастий потребителя, кроме воблы, здесь почти нет. Сегмент может перейти от кальмара, желтого полосатика и прочих китайских видов рыб к переработке местного сырья. При наличии адекватных технологий, рецептов и аналогичных существующим маркам усилий по дистрибьюции и продвижению, конечно же», – говорит он.
На его взгляд, будущее ждет также сегмент рыбных полуфабрикатов и готовых блюд: «Здесь прослеживаются сразу два тренда: рост потребления полуфабрикатов и готовых блюд и рост заботы о здоровье, о физической кондиции. Потому, этот сегмент рынка однозначно будет расти. Рыба и полезнее и экологичнее и диетичнее. А в силу того, что скоропортящийся продукт глупо импортировать, развивать этот рынок будут местные игроки рынка», – предполагает он.
Советник президента ВАРПЭ Вячеслав Новиков предлагает свой путь продвижения российской рыбы на внутреннем рынке. Например, возродить госзаказ: «В советские времена был рыбный день – потребление рыбной продукции росло. Восстановите рыбный день, дайте продукцию в детские сады, школы, исправительно-трудовые учреждения и людей появится навык кушать рыбу», – говорит он.
С таким подходом, по словам В.Новикова, мы завоюем не то что 80% отечественного рынка, а все 100. Главное, чтобы девизы высшего руководства о финансировании рыбной отрасли не остались пустыми словами на бумаге.
Резюмируя вышесказанное, мы пришли к выводу, что при хорошей финансовой поддержке у рыбной отрасли есть неплохой шанс развивать собственные бренды, по крайней мере, внутри страны. Что же касается завоевания мировых прилавков российскими рыбными марками, скорее – это наполеоновские планы, которые, скорее всего обернутся большими финансовыми затратами и минимумом отдачи.
Наталья Трефилова