Мировые цены на «черное золото» не устают бить рекорды, вслед за чем растет «мода» на биотопливо. Практически все страны переходят на массовое производство топлива из продуктов сельского хозяйства. Сможет ли биотопливо вытеснить привычный бензин, дорожающий стремительными темпами? Как скажется на экономике распространение биотоплива?
До 2020 года Евросоюз планирует заменить более 20% объема получаемого из нефти моторного топлива альтернативными источниками энергии, в частности биотопливом, природным газом и водородом.
Пока ЕС потребляет биотопливо для автомобилей менее 0,5%, но через 12 лет намерен увеличить эту долю до 8%. У США больше возможностей, и они могут поднять долю до 30%. Бразилия уже использует 40% биотоплива для автомобилей.
В России рынок конечного потребителя биотоплива пока не сложился и имеет скорее локальный характер, поскольку предприятия используют собственные отходы для снижения стоимости потребляемой ими энергии. Львиная доля производимого в России биотоплива поставляется на внешние рынки по ценам, которые в разы превышают внутрироссийские, отмечает Андрей Соколов, коммерческий директор ГК «Держава».
Между тем, по словам Алексея Аблаева, вице-президента Российской национальной биотопливной ассоциации, вскоре биотопливо может стать единственным доступным топливом для многих стран. Это произойдет, когда Китай Индия и Индонезия начнут потреблять хотя бы на уровне России на душу и «заберут всю нефть».
Справка: Биотопливо получают из биологического сырья, как правило, перерабатываемого из стеблей сахарного тростника или семян рапса, кукурузы и сои. По оценкам Worldwatch Institute, в прошлом году во всем мире было произведено 54 млрд литров биотоплив, то есть 1,5% мирового потребления жидких топлив. Производство этанола составило 46 млрд литров. 95% мирового объема этанола производят США и Бразилия.
Как отмечают специалисты Стэндфордского университета, во всем мире из сельскохозяйственного оборота выведено 385-472 миллиона гектаров земли. Выращивание на этих землях сырья для производства биотоплив позволит увеличить долю биотоплив до 8 % в мировом энергетическом балансе. На транспорте доля биотоплив может составить от 10 до 25 %.
По оценкам ИКАР, для полного замещения текущего потребления бензина в России потребуется 110-120 млн тонн зерна (в то время как текущее производство – 80 мле тонн). Для полного замещения текущего потребления дизеля потребуется приблизительно 70-80 млн рапса при текущем производстве в 0,55 млн тонн.
Однако эксперты уверены, что биотопливо не в состоянии вытеснить бензин. В ближайшие годы биотопливные проекты не удастся реализовать, поскольку производство данного вида топлива, несмотря на его экологическую чистоту и возобновляемость, на данный момент невыгодно. Впрочем, есть мнения, что себестоимость будет снижаться за счет экономии на масштабах производства, что позволит отказаться от субсидий производителям биотоплива.
Плюс ко всему, растущая популярность биотоплива сыграла свою роль в росте цен на продовольствие, поскольку зерновые культуры, из которых производится топливо, могли быть использованы для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания. Впрочем, оговариваются эксперты, это более характерно для Европы. В нашей стране большинство посевных площадей – к сожалению не используется.
Рост цен на продовольствие в нашей стране едва ли связан с «уменьшением площадей», используемых под продовольственные культуры и замещением их энергетическими, отмечает Антон Овсянко, руководитель группы компаний WOOD-PELLETS.com. Напротив, благодаря ситуации, складывающейся на мировых рынках, росту спроса на жидкое биотопливо, отечественные сельскохозяйственные производители получили шанс улучшить свое положение, увеличить посевные площади, привлечь инвестиции.
Кроме того, производство биоэтанола становится экономически малопривлекательным проектом из-за роста цен на пшеницу. С тех пор, как пшеница подорожала в 3 раза, выгоднее стало ездить на бензине.
Эльвира Чукмарова