В ответ на сопротивление – 12 суток за решеткой. В Имеретинской долине разгораются нешуточные страсти. Местные жители, чья собственность в будущем подлежит сносу в пользу глобальной олимпийской строки, с оружием в руках противостоят оценщикам, судебным приставам и милиции. Ответ властей Сочи – всех паникеров под суд!
Палки и бутылки с зажигательной смесью – то, чем вооружись жители Имеретинской низменности, где планируется построить объекты Олимпийских игр 2014 года. Так встречала милицию, оценщиков и судебных приставов толпа из двух сотен человек.
Так, во вторник рано утром специалисты-землеустроители в сопровождении судебных приставов попытались проникнуть на территорию дома N 115 по Нижнеимеретинской улице.
Земельный участок Светланы Дрофичевой, как и участки еще нескольких сотен ее соседей, находится в зоне строительства объектов для сочинской Олимпиады. Приставы объяснили хозяйке дома, что им необходимо произвести замеры территории для внесения этих данных в документы кадастрового учета.
Слух о том, что началось выселение, быстро разнесся среди соседей Дрофичевой, и через некоторое время во дворе ее дома забаррикадировалось около двухсот человек. Накал страстей снял прибывший на место исполняющий обязанности главы адлерской милиции Юрий Старшиков. Он одобрил позицию жителей «мой дом – моя крепость» и разъяснил право собственников на обжалование судебно-исполнительного листа в течение 10 дней.
Мэр Сочи Владимир Афанасенков сообщил, что жители Имеретинской низменности, которые оказали вооруженное сопротивление судебным приставам, будут привлечены к ответственности по всем законам РФ.
Он пояснил, что в рамках подготовки к Олимпиаде 2014 года специалистам поручено составление кадастра земельных участков жителей Имеретинской низменности. Для этого по решению суда были привлечены судебные приставы, передает «Интерфакс».
Ранее сообщалось, что жителям Имеретинской долины, чьи земельные участки будут использованы под строительство олимпийских объектов в Сочи, будет предоставлена компенсация и новое жилье на Черноморском побережье.
Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев обвинил жителей Имеретинской низменности в саботаже готовящейся Олимпиады. «Подготовка к Олимпиаде – это вопрос государственной важности, и поэтому на любые попытки помешать мы будем реагировать жестко, но строго в рамках действующего законодательства», – заявил он на совещании в Сочи. По его словам, доходит до того, что определенная часть жителей блокирует работу оценочных комиссий.
Между тем, жители уверяют, будто бы о готовящейся оценке и визите оценщиков их никто заблаговременно не предупредил. Кроме того, они до сих пор в неведении, что конкретно они получат взамен своей собственности.
Между тем, получить объективную оценку ситуации, сложившейся в Имеретинской низменности, очень сложно. Собеседник Bigness . ru , президент одного из московских обществ, комментируя свой взгляд на конфликт, не пожелал представиться. Он лишь пояснил, что «тут нельзя принимать ни чью сторону. Надо называть это ни проблемой одних или других, а в том, что нужно лучше отлаживать связи. Прежде всего, заранее думать. Но пока должной координации между всеми уровнями развития нет», – уверяет он.
Анонимный эксперт принципиально не занимает позиции людей, проживающих в Имеретинской низменности: «Нельзя думать, что это несчастные потребители, несчастные жители, на которых накатывает каток государство. Это люди, которые хотят поживиться максимально. Каждый человек стремится вытащить из своей ситуации, пусть даже несчастья, максимум того, что можно. Но на самом деле им привалило необыкновенное счастье. Раньше эта Имеретинская долина была заброшенным гнилым комариным углом, а теперь там чуть ли ни по $50 тыс. за сотку требуют. Столько им берутся заплатить, а они еще больше хотят», – негодует он.
Впрочем, по его словам, государство само виновно в том, что люди так реагируют на приход оценщиков. Все дело в плохой информированности людей тем, что именно случится с их домами и что получат взамен жители этого района.
С ним абсолютно солидарен и другой наш эксперт, который тоже не рискнул представиться, пеняя на то, что в Сочи ему еще «предстоит вести собственный бизнес». Так что описывать ситуацию изнутри лучше, оставаясь анонимом. «Надо говорить не столько о конфликте в Имеретинской низменности, сколько об общей информированности населения и тем, что реально происходит с олимпийским процессом в городе Сочи. Я встречался с людьми и могу сказать, что существует вакуум информации или дезинформация людей тем, что с ними произойдет. Это и есть почва для радикализма и разного рода конфликтов», – делится сочинский бизнесмен, ранее занимавший высокую должность в местных органах власти.
Властям следует найти ответ на вопрос, почему тысячи сочинцев, которые в день голосования стояли на площади Зимнего театра и радовались победе России, сегодня так негативно настроены? Ответ прост, до людей не донесли, какой позитивный результат получат жители от реализации этого проекта, считает он.
По его словам, государство очень часто забывает о людях, когда занимается великими делами: «Мы забываем, что за этими делами тоже стоят чьи-то судьбы и что международный курорт невозможно построить, если те, кто его населяют, будут относиться плохо к тем, кто на него приезжает. Для того чтобы к приезжим относились хорошо, местные жители должны быть добрыми, ласковыми и счастливыми», – уверяет он.
Однако осчастливить всех и вся – задача не из легких. На сегодняшний момент в Сочи в целом это сложная ситуация. Есть категория незаконной постройки, есть категория тех домов, участки под которыми жители не успели приватизировать, есть те, у кого все вовремя оформлено законно. С каждой категорией разбираться надо индивидуально, говорит анонимный эксперт.
Он приводит в пример, ситуацию, когда у людей на жилой дом является таковым лишь формально, а неформально – это гостиница, то есть, объект бизнеса. «Здесь человек в принципе не прав, когда начинает говорить о том, что это мой бизнес, чем я буду кормить людей, если мой дом будет не на первой линии от моря. Ему естественно, государство вправе выплатить компенсацию не из расчета, что это бизнес, а из расчета того, что это дом, в котором он живет. Вот такая психологическая лазейка существует», – рассказывает он.
Однако под одну гребенку всех грести не стоит. Не все, кто живет в Имеретинской долине алчные, не все перегибают палку в деле оценке стоимости земель и строений. Проблем в том, что «далеко не все люди у нас юридически грамотные и не все могут оценить приход судебного пристава, как благо. Если к вам постучит в квартиру пристав, даже если он пришел с самыми благими намерениями, вы будете напряжены. Нужно до людей донести, что оценщики будут оценивать землю и строения по рыночной стоимости, что это высококлассные оценщики. Если с людьми говорить, они поймут, что не пострадают, если оценщики пришли оценить их дом. Они же не выселять пришли, они же его не продали еще. То есть, их надо убедить в том, что от самого процесса оценки человек не страдает. Плюс ко всему обозначить четко и внятно, на каких условиях и куда они переедут», – считает наш собеседник.
Итак, резюмируя вышесказанное нашими экспертами, можно с уверенность сказать, что есть три основных проблемы, из-за которых сочинцы до сих пор не дли добро на оценку участков. Первое – нет должного информационного обеспечения и PR а в хорошем смысле этого слова, ни в национальном, ни в местном информационном пространстве.
Второе – нет правильно и грамотно ведущегося повседневно диалога власти и низов. Наконец, третья проблема невнимание к проектам минимизации сноса. «На мой взгляд, наверняка, сегодня существуют решения, способные минимизировать затраты по сносу и обойтись малой кровью, чтобы не сносить все подчистую», – считает сочинский предприниматель.
Что касается последнего громкого и скандального столкновения власти и народа, оценку действиям и тех и других даст суд. «Имели жители право пускать оценщиков и приставов или не имели – решит судья. Еще раз повторяю, то, что конфликт приобретает такую форму, это как раз отсутствие диалога. Люди собираются толпой, но им не с кем поговорить о том, что произойдет дальше, с чем они в итоге останутся. Поэтому они занимают оборонительную позицию на самой ранней стадии даже тогда, когда напрямую их интересам ничто не угрожает», – подытоживает беседу эксперт.
Наталья Трефилова