Без конкурсов и аукционов, адресным решением правительства предоставить в распоряжение газовиков и нефтяников участки недр федерального значения континентального шельфа России, постановил Дмитрий Медведев.
« Континентальный шельф – это наше национальное богатство, сам закон носит специальный характер, и процедуры, которые в нем установлены, – специальные», – сказал глава государства
Он отметил, что за правительством остается право предоставлять ряд участков недр федерального значения, содержащих газ, необходимый для обеспечения бесперебойного газоснабжения регионов России. По словам Медведева, передача недропользований на бесконкурсной основе по решению правительства поможет рациональным образом использовать национальные богатства.
Счастливчиков – тех, кто будет добывать нефть и газ в Арктике, выберут исключительно из числа юридических лица РФ, чей контрольный пакет принадлежит государству. Кроме того, недропользователи должны иметь опыт работы на континентальном шельфе не менее пяти лет.
Управляющий партнер НКГ «2К Аудит – Деловые консультации», профессор Иван Андриевский предполагает, что, вполне вероятно, в ближайшем будущем мы увидим как два гиганта «Газпром» и «Роснефть» будут делить ресурсы одного из самых перспективных проектов Сахалина – «Сахалина-3». «Не исключено, что отчасти в этой связи и был принят новый закон», – сообщил Андриевский.
Справка: «Сахалин-3» включает в себя четыре блока месторождений: Киринский (скорее всего, будет передан «Газпрому»), Венинский (разрабатывается «Роснефтью» совместно с китайской Sinopec), Айяшский и Восточно-Одоптинский. Запасы нефти на них оцениваются более чем в 800 млн. т, газа — около 1,3 трлн куб. м.
Позиция «Газпрома» в данной ситуации представляется более сильной, считает представитель НКГ «2К Аудит – Деловые консультации». «Ранее “Роснефть” предлагала “Газпрому” разрабатывать месторождения совместно, однако это скорее говорит о том, что у “Газпрома” выше шансы получить при разделе больше, что косвенно подтверждается и передачей газовому концерну Киринского блока», – утверждает эксперт.
Он напоминает, что Алексей Миллер еще в прошлом году обращался к государству с просьбой получить ряд месторождений (в том числе нераспределенным блокам проекта «Сахалин-3») без конкурса. Кроме того, в России уже не так давно в России были прецеденты передачи участков недр без конкурса. Разработку Чаяндинского нефтегазового месторождения, имеющего федеральное стратегическое значение, весной этого года доверили «Газпрому». «В законе “О недрах” есть поправка, предусматривающая, что для подобных объектов порядок выдачи лицензии регулируется федеральными законами. И есть закон “О газоснабжении”, который предусматривает, что такие месторождения могут передаваться без конкурса “организации-собственнику единой системы газоснабжения”, каковым и является “Газпром”. По такому же принципу предполагалось передать “Газпрому” Киринский блок Сахалина-3», – отмечает И.Андриевский.
Аналитик по нефти и газу ИБ «Траст» Владимир Сибиряков, считает, что в игру при определенных условиях может вступить и «Газпром нефть»: «Последней необходим соответствующий опыт, хотя шельф нужен компании практически как воздух», в – замечает Сибиряков в интервью ИК «Финам». Однако, по его мнению, у «Газпромнефти» и «ЛУКОЙЛа» маловероятны шансы получить лицензии, поскольку 20% акций “Газпромнефти” принадлежит итальянской ENI, и аналогичный пакет акций “ЛУКОЙЛа” у Conoco Philips».
Между тем, эксперты констатируют, что у компаний маловато необходимого опыта разработки шельфовых участков: «Определенный опыт сейчас набирает “Газпром” на “Штокмане”" и, возможно, заимствует с “Сахалина-2”, небольшой опыт имеется у “ЛУКОЙЛа” (на Каспии и за счет участия в международных проектах) и “Роснефти” (Охотское море)», – констатирует Сибиряков.
Это дает повод иностранцам рассмотреть себя, как участников разработки шельфа, однако по большей части в роли подрядчиков: оборудование, инфраструктура, буровые работы и т.д. Их в этом никто не ограничивает. Другой вопрос – насколько им это будет интересно?
Как считает директор «СРП Экспертизы» Михаил Субботин, вступление в силу поправок мало, что изменит на практике. Он напомнил об истории с Штокманом, когда «Газпром» распоряжался лицензией и подбирал стратегических партнеров для освоения. Примерно эту модель теперь сделали нормой для всех остальных – по сути, узаконили неформальные преимущества, которые имели «Газпром» и «Роснефть».
«Государство перешло на систему, когда оно перепоручила (подбор недропользователей) “Роснефти” и, главным образом, “Газпрому”, и теперь вся ответственность и все надежды на эффективное управление связаны именно с этими компаниями. То есть между подбором игроков на шельфе и между государством теперь появился постоянный посредник», – передает его слова BBCRussian.com.
Эксперт по вопросам нефтегазового сектора Михаил Субботин полагает, что решение А.Медведева породит конфликт интересов государства и нефтяников. Как правило, рассуждает эксперт, «государство заинтересовано в максимальной конкуренции в наилучших условиях, а любая компания заинтересована, чтобы она проходила без конкуренции и конкурсов и получала права. А дальше, каким образом она будет этими правами распоряжаться, – это как сложится», – предостерегает он.
Он считает, что аргументация властей выглядит не вполне убедительной, и вспоминает в этой связи о недавнем решении Федеральной антимонопольной службы, обвинившей пять нефтяных компаний в завышении цен на авиатопливо и нарушение закона о конкуренции: «То есть пять компаний – это монополизм, а две – это конкуренция? Сейчас немножко странная ситуация, вместо того, чтобы конкурирующие пулы организовывать, государство отошло на более дальнюю дистанцию, поручив это фактически компаниям-операторам», – критикует действия власти аналитик.
Как бы то ни было, передавать месторождения без конкурса – не значит даром, замечает Андриевский: «Скажем, за Чаянду “Газпром” обязался выплатить около 8-10 млрд рублей. С другой стороны, цена на аукционе, безусловно, оказалась бы значительно выше и могла бы превысить $1,7млрд. Таким образом, месторождения без конкурса, скорее всего, обойдутся компаниям дешевле, чем в случае проведения тендера».
Владимир Сибиряков одобряет действия государства. Несмотря на то, что «во времена сегодняшнего “сырьевого монополизма” государство наделило крупных российских недропользователей привилегиями по разработке участков недр федерального значения , от чего, последние, безусловное, только выигрывают. Государство отыграет ставку. Это лишь временный шаг – данного рода протекционизм в будущем выльется в возможное повышение сырьевых налогов, как форму возврата инвестиций. Но это уже дело будущего», – заключает аналитик по нефти и газу ИБ «Траст».
Наталья Трефилова