Самолет Sukhoi SuperJet-100 (SSJ-100) завоевал сердца иностранных и российских заказчиков гражданских самолетов в рамках международного авиасалона «Фарнборо». Контракт на полсотни самолетов – прорыв в гражданском авиастроении России, ликуют производители.
Итоги шестидесятого по счету смотра авиационной техники, проходящего в пригороде Лондона, достаточно успешны для России. «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС, «дочка» «Компании «Сухой») – главный герой авиашоу. Предварительные соглашения с потенциальными заказчиками позволяют говорить о том, что он планирует поставку самолетов Super Jet-100 на сумму свыше одного миллиарда долларов.
Справка: В среду совместное предприятие компании «Сухой» и итальянской Alenia – Sukhoi SuperJet International – договорилось о поставках 25 региональных самолетов. Кроме того компания Sukhoi SuperJet International подписала соглашение на поставку пяти самолетов SSJ-100 со швейцарской компанией Ama Asset Management Adviser.
ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» подписало соглашение с российской компанией «Авиализинг» о поставке 24 самолетов SSJ-100 со сроками поставки первого самолета в 2011 году. Условиями предусмотрен также опцион еще на 16 самолетов.
В «Фарнборо» компания «Сухой» приехала, располагая 73 твердыми заказами на свой региональный самолет. Теперь портфель заказов на SSJ-100 пополнился на 49 машин на общую сумму примерно $1,38 миллиарда.
В понедельник генеральный директор холдинга «Сухой» Михаил Погосян выразил уверенность, что SuperJet-100 может быть востребован в таких странах, как Китай, Япония, и других, поскольку он создается с учетом перспективных требований, в том числе по экологии, комфорту, экономичности. Наиболее крупным заказчиком нового российского лайнера в настоящий момент остается «Аэрофлот» с 30 самолетами.
Несмотря на то, что за рубежом пока достаточно настороженно относятся к российскому лайнеру, проект, продвижение которого активно поддерживается государством, весьма перспективен. При осуществлении проекта Suhoi SuperJet-100 был сделан упор на международное сотрудничество, он объединяет поставщиков многих стран и в перспективе охватывает основные рынки, в том числе и Северную Америку.
Основной негатив, который идет на сегодня в отношении SSJ-100, связан с задержками по выпуску машины, однако, в соответствии с мировой практикой, пока они не критичны.
Первый полет российского лайнера авиалайнера был успешно проведен в мае этого года. Сейчас перед «Сухим» стоит задача сертификации самолета и освоение его серийного производства с темпом 60 или 70 самолетов в год. Первые поставки самолетов заказчикам планируется начать уже во втором полугодии 2009 года.
По задумке российского руководства SSJ-100 должен вывести российский авиапром из сложившегося кризиса: «Я думаю, это значительный прорыв в деле гражданского самолетостроения. Мне кажется, с развитием Sukhoi SuperJet-100 авиапром наш поумнеет, начнет готовить базу, кадры, крупные заделы», – разделяет радость производителей собеседник Bigness.ru, вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин.
Естественно, если сравнивать контракты других стран, то в суммарном числе они не сопоставимы с нашими возможностями. Только на этой выставке Boeing и Airbus заключили контракты на десятки миллиардов долларов, констатирует другой наш респондент, руководитель аналитической службы агентства Авиапорт.ру Олег Пантелеев.
Для компании, которая выходит с новым продуктом на рынок, к которому пока относятся настороженно а мире, это отличный результат, добавляет он. «В этом сегменте у «Сухого» два конкурента – Embraer и Bombardier, которые предлагают самолеты аналогичной размерности. Пока еще рано говорить о реально достигнутых цифрах, но предлагаемые характеристики говорят о том, что расходы SSJ-100 по содержанию (суммарные расходы на эксплуатацию) будут минимум на 10% ниже, чем у конкурентов», – с гордостью заявляет О.Пантелеев.
В.Анохин напомнил, что когда «Сухой» выходил на выставку, он был уверен, что контракты могут быть подписаны на 100 самолетов. Между тем, эксперты прогнозировали, что реально он сможет подписать соглашения на поставку не более 30 самолетов. «Если на третий-четвертый день он уже подписывает контракты почти на полсотни воздушных судов, то это уже большой наш успех», – делится В.Анохин.
По мнению экспертов, до многомиллиардных контрактов нам пока далеко: «Мы видим, что все самолеты, которые может построить наша авиационная промышленность в силу своей технической подготовленности, все находят покупателя, потому вопрос сейчас не в том, чтобы продать, а в том, чтобы построить нужные машины», – считает О.Пантелеев.
Сейчас идет подготовка к постановке самолета на конвейер, закупается необходимое оборудование, чтобы поставить на поток производство этих самолетов. Этот процесс займет ни один год. Любые контракты предусматривают ответственность материальную. И за сроки поставки и за те параметры, которые он покажет. Но раз компания берется за такие контракты, значит, у нее есть возможность принимать такие обязательства, считают собеседники делового портала.
Однако сторонников развития гражданского авиастроения на основе SSJ-100 не поддерживает академик Российской академии наук (РАН) Сергей Глазьев. По его словам, сегодня самолет Sukhoi-Superjet 100 преподносится как «национальное достояние», между тем, «двигатель для этого летательного аппарата на 95% произведен странами-членами Североатлантического альянса», – возмущен он.
Российский гражданский авиапром не должен ориентироваться только сборку самолетов из заморской начинки, но и развивать собственное двигателестроение. Тем более, у России есть свои перспективнее разработки. Он приводит в пример тот же самолет Ан-148, разрабатываемый совместно с Украиной на предприятии ОАО «Мотор Сич» (Запорожье). По некоторым параметрам пусть незначительно, но превосходит SSJ-100, кроме того, незначительно, но дешевле в эксплуатации.
Однако вместо того, чтобы развивать кооперацию с украинской стороной, отдельные российские чиновники пытаются разорвать связь с украинским заводом по производству двигателей. Это подрывает перспективы российского авиастроения, высказал свое мнение академик РАН, директор Института новой экономики С.Глазьев.
Он считает, что успех SSJ построен на «навязчивом лоббировании интересов западных компаний на российском рынке авиационной техники, для чего проводится целенаправленная кампания по вытравливанию с рынка отечественных товаропроизводителей».
По его мнению, попытки разрыва связей с украинскими двигателестроителями – полный нонсенс, поскольку доля агрегатов и узлов российского производства для двигателей, выпускаемых в Запорожье, иногда достигает 100%: «Получается, что чиновники рубят сук, на котором сидит российский производитель авиационной техники. Это неминуемо ведет к отмиранию еле сохранивших себя в годы либерального вульгаризма производств», – уверен Глазьев.
О.Пантелеев и В.Анохин абсолютно не разделяют позицию Сергей Глазьева. «В любом случае, радоваться имеет смысл, деньги в российскую казну попадают, так или иначе. Хотя, безусловно, не только в российскую, но и в бюджеты других стран. SSJ-100 – это первые шаги в новом бизнесе. Самолет создается с прицелом на мировой рынок. Другого такого опыта ранее не было. Поэтому хоть пока мы и набиваем шишки, пусть это некоторые проблемы возникают, но немаловажно, что приобретается бесценный опыт, и если это приобретение опыта оказывается еще со знаком плюс и по финансовым результатам, то это вдвойне хорошо», – говорит представитель агентства Авиапорт.ру.
Гражданские самолеты – это не военная техника, они могут иметь в сборке и кооперацию, поддерживает его вице-президент Академии геополитических проблем. Это не подрывает безопасности государства: «Государство поставило задачу – выйти на рынок гражданских самолетов. Для уровня нашего авиапрома – это большое достижение. Я думаю, что мы вначале очень хорошего бизнеса. Даже если мы делаем мелкие шажки, этим надо гордиться. Похоже, что некоторые просто разучились радоваться российским успехам», – считает он.
Если появляется компания, которая не имеет такого громкого имени, как конкуренты, и предлагает новый революционный продукт – это двойной риск, добавляет О.Пантелеев: «Не стоит говорить, что мы разработали какие-то ноу-хау в SSJ-100, после чего в любом сегменте мы можем делать уникальные самолеты, превосходящие конкурентов по всем параметрам. В первую очередь, это очень важный опыт в организации бизнес-процессов, реализации крупных индустриальных процессов. На этом, пожалуй, можно остановиться. Не ставилась задача спасать Родину, ставилась задача создать продукт, который позволит выйти на рынок и получить финансовые результаты участником проекта», – пытается он успокоить противников продвижения Sukhoi SuperJet-100.
Компания «Сухой» глобально диверсифицирует свое присутствие в авиастроении. Она становится игроком не только на рынке боевых, но и на рынке гражданских самолетов, заключает О.Пантелеев.
Наталья Трефилова