Конституционный суд России запретил продавать вещественные доказательства. До сих пор по российскому законодательству вещдоки, которые требуют специального хранения или слишком громоздки, можно было продать по решению следователя и без решения суда, что противоречит российской Конституции.
С прошением пересмотреть статью уголовно-процессуального кодекса в конституционный суд обратился предприниматель Владимир Костылёв. Его вертолёт Бэлл 407, который истец приобрёл на законном основании, был признан вещественным доказательством по делу о контрабандном ввозе в Россию вертолётов этой же марки. Машину изъяли и позже продали. А Костылёв никакой компенсации за потёрянную собственность так и не получил.
Как заявил Business FM юрист Алексей Русакомский, «закон все-таки говорит о том, что возвращение вещественного доказательства производится после вынесения приговора по делу и, следовательно, денежные средства тоже должны возвращаться после вынесения приговора по делу. В случае если продажа была незаконной, то лицо, чье имущество таким образом было продано, может обратиться в суд с требованием о компенсации или о возврате, если это имущество еще имеет место быть, к органу, проводившему такое изъятие, и к казне РФ».
В Конституции России чётко прописано - никто не может быть лишён собственности кроме как по решению суда. Поэтому у правоохранительных органов есть две альтернативы, как распорядится громоздкими вещественными доказательствами. Опечатать имущество и оставить на прежнем месте или вернуть владельцу под расписку, если это не сильно помешает следствию.
Однако изъятие и продажа вещдоков без решения суда все же применялась. По словам председателя совета директоров правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуарда Олевинского, «следователь должен установить явное несоответствие между стоимостью хранения этого предмета и стоимостью этого предмета. На практике такое решение мотивируется отсутствием средств у следствия для оплаты издержек по хранению громоздких вещдоков».
Эксперты полагают, что ожидать волны исков от лиц, чьё имущество было изъято и продано по решению следователя не придётся. Как только расследование заканчивается - суд выносит постановление о правомочности изъятия. В ряде случаев имущество конфискуют, в других - выплачивают компенсацию. Однако не всем удается получить за изъятую собственность рыночную цену. Так как взыскать с казны после такой продажи, можно ровно столько за сколько товар был реализован. А его очень часто продают быстро и по заниженной стоимости.
По материалам Business FM