Крупнейшие нефтегазовые компании России попали под колпак Федеральной антимонопольной службы с подачи премьер-министра Владимира Путина. Монополисты искусственно поддерживают супервысокие цены на авиакеросин и дизельное топливо, констатируют в ФАС.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отреагировала на призыв премьер-министра Владимира Путина проснуться и принять меры в связи с резким ростом цен на авиатопливо в РФ.
Обвинения в нарушении законодательства предъявлены всем крупным нефтегазовым компаниям страны, включая «Лукойл», «Газпромнефть», «ТНК-ВР», «Роснефть» и «Сургутнефтегаз». ФАС утверждает, что монополисты искусственно поддерживают супервысокие цены на авиакеросин, что уже сказалось как на бизнесе российских авиакомпаний, так и на кошельке туристов, вынужденных платить пресловутый «топливный сбор», который на этой неделе снова вырос, сообщает «Интерфакс».
Этим летом понятие «топливный сбор» прочно вошло в лексикон россиян, отправляющихся в отпуск. Если раньше дополнительно к турпакету люди оплачивали только визу, теперь всем без исключения гражданам, включая детей, приходится компенсировать затраты авиакомпаний на приобретение керосина.
Поскольку цена на нефть на мировых рынках быстро растет, размер «топливного сбора» меняется в среднем раз в 10 дней. В начале лета на большинстве направлений он составлял 30-40 евро, сейчас поборы выросли до 50-60, а с 1 августа ожидается очередное повышение. Тогда, по данным «Интерфакс-Туризм», за перелет до курортов Хорватии и Туниса придется доплачивать 80 евро, Болгарии – 50 евро, Марокко – 60 евро, Египта – 90 евро.
Федеральная антимонопольная служба еще в июне обратила внимание на ненормальную ситуацию, сложившуюся на российском топливном рынке – с ноября 2007 г. по июнь 2008 г. цены на авиакеросин выросли на 70%. Несмотря на то, что наша страна является крупнейшим в мире производителем нефти, стоимость топлива для самолетов внутри страны оказались выше, чем за границей.
Росавиация не смогла сдержать свое обещание убедить топливные компании в период отпусков придержать стремительно растущие цены на горючее. «В российском центре нефтедобычи – просто для примера, в Сургуте – цена тонны авиатоплива составляет 36 тыс. руб., – заявил на прошлой неделе на совещании в Архангельске Владимир Путин, – Обращаю ваше внимание на то, что в аэропортах Парижа, Лондона, Пекина, если переводить в рубли, его стоимость – 32-34 тыс. рублей. А у нас в Южно-Сахалинске – 38 тысяч!»
Премьер назвал такое положение вещей неприемлемым и призвал подчиненных принять меры для стабилизации топливного рынка. «Нужно Федеральной антимонопольной службе, наконец, проснуться и активно, эффективно исполнять свои функции – если этого не будет в ближайшее время сделано, то будут приняты кадровые решения, прошу иметь это в виду», – предостерег Путин.
ФАС не нужно было повторять дважды. Во вторник вечером пресс-служба этого ведомства объявила о возбуждении дел сразу против всех крупных компаний, производящих авиатопливо.
Сами компании не согласны с выдвинутыми обвинениями. В пресс-службе «Роснефти» «Интерфакс-АНИ» сказали, что компания всегда сотрудничает с надзорными органами и действует исключительно в рамках законодательства.
Представитель «Газпром нефти» в свою очередь отметил, что компания работает «исключительно в рыночных условиях, и все факторы, влияющие на изменение цен на авиакеросин, дизтопливо и другие нефтепродукты, являются объективными и привязаны к изменениям цен на нефть, как на мировых рынках, так и внутри страны».
Кроме того, в перечень компаний, которым предъявлены обвинения, входят все крупные нефтяные компании России, считают в «Газпром нефти».
Их отчасти поддерживают специалисты ИК «КИТ Финанс»: «Мы считаем, что причинами роста на нефтепродукты являются как объективными, так и субъективными. С одной стороны, ситуация исторически складывалась таким образом, что нефтяные компании занимают доминирующее положение в тех регионах, где расположены их перерабатывающие мощности. С другой стороны общее подорожание топлива в России объясняется ростом цен на нефть на мировом рынке», – считают эксперты.
Аналитики уверены, что критика в адрес гигантов нефтяной отрасли не более, чем показуха, создание видимости деятельности: «Государство и нефтяники, скорее всего, договорятся. Новость о возбуждении дел стала неприятным сюрпризом для нефтяных компаний, которые занимаются переработкой и дальнейшей реализацией нефтепродуктов. Однако, по нашему мнению, власти не пойдут на жесткие меры. В крайнем случае, компании могут быть оштрафованы, но, учитывая довольно незначительные суммы штрафных санкций, это не нанесет нефтяникам существенного ущерба», – полагают в ИК «КИТ Финанс».
Пока ФАС будет разбираться с монополистами, другие ведомства должны предложить экономические пути выхода из сложившейся ситуации. В частности, Владимир Путин заявил о необходимости разрушить монополию топливно-заправочных комплексов (ТЗК), действующих в аэропортах. По мнению премьера, авиакомпании должны получить возможность заключать прямые договора с нефтяниками на заправку самолетов, в которых будет зафиксирована цена топлива на значительный срок.
Один из вариантов исключения спекуляций – организация биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами, в том числе и авиатопливом. По словам вице-премьера Сергея Иванова, пробные торги керосином по предложению Федеральной службы по финансовым рынкам начнутся на Санкт-Петербургской товарной сырьевой бирже уже в июле этого года.
Сергей Иванов также сообщил, что Федеральной службе по тарифам поручено начать «устанавливать лимиты по услугам топливно-заправочных комплексов». Напомним, что ранее с предложением ввести госрегулирование тарифов на заправку и хранение керосина, выступил глава Росавиации Евгений Бачурин. Среди прочих мер, рассматриваемых чиновниками, – отмена НДС на перевозку авиакеросина по железной дороге, введение плановых заданий для НПЗ по производству авиатоплива, увеличение запасов керосина в аэропортах.
Впрочем, эксперты Bigness.ru не раз заверяли, что выше перечисленные меры вряд ли значительно повлияют на внутренние цены. Генеральный директор информационно-аналитического агентства «ИнфоТЭК-ПРЕСС» Наталья Шуляр заявила нашим читателям, что в нефтедобывающей стране мира, такой, как Россия, нефтяные цены не должны быть привязаны к мировым индикаторам. «Наше агентство считает эту связь совершенно неправильной. Внутренние цены должны быть привязаны к уровню жизни среднего россиянина, а не на жителя Рублевки или хорошо развитой страны Европы», – говорит она.
Что касается обещанного Минфином снижения шкалы НДПИ – государство пошло неохотно на эту меру: «Правительство сегодня взялось за снижение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль только потому, что у нас второй месяц подряд идет снижение добычи. Если бы не это обстоятельство, я думаю, что вопрос о снижении налоговой нагрузки не встал бы», – уверен специалист.
Резюмируя все вышесказанное, Н.Шуляр утверждает, что у государства есть все рычаги для борьбы с ценами на автомобильное топливо, однако нет желания решать эту проблему. Именно поэтому чиновники строят хорошую мину при плохой игре и ищут крайних, чтобы создать видимость работы над ошибками.
Наталья Трефилова