Арендовать лес, огородить его забором, а на входе продавать билеты для сторонних охотников, лесорубов и желающих собрать ягоды, грибы. Застроить зеленую зону дачами и коттеджами, а вырубленные вековые деревья продавать, как дрова или для нужд строительства.
Так утрировано выглядит в мыслях российских предприимчивых граждан приватизация и аренда лесов, разрешенная новым Лесным кодексом, который вступил в силу еще 1 января 2007 года.
Выразить протест такому подходу к делу решили депутаты Госдумы и доработали документ. На днях были приняты поправки, которые ввели запреты на некоторые виды деятельности арендаторов. Тем самым, хромающие нормы закона депутаты привели в порядок. Законодатели, убеждены, что Лесной кодекс и новые документы отрегулируют использование лесных фондов и улучшат ситуацию с развитием лесного хозяйства.
Главная идея поправок: лес – народное богатство, и арендатор не вправе ограничивать доступ на арендованную им территорию.
Справка: Закон запрещает лицам, которым предоставлены в пользование лесные участки, препятствовать доступу на них граждан, а также осуществлению ими заготовки и сбору пищевых и недревесных лесных ресурсов.
На землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Собеседница Bigness.ru, управляющий партнер юридической фирмы «Мегаполис Лигал» Елена Лебедева, поддерживает поправки: «До их принятия арендатор мог чувствовать себя полноправным хозяином настолько, что, взяв в аренду себе кусочек леса, был вправе не только ограничить доступ грибников-ягодников, но и ввести “фейс-контроль” для животных, то есть, довести ситуацию до абсурда. Все-таки, согласно конституции, лесным добром может пользоваться любой гражданин России. Именно поэтому в этих поправках есть смысл», – делится эксперт.
Можно вздохнуть с облегчением, Лесной кодекс больше не ущемляет права граждан, которые не могут позволить себе взять участок леса в аренду. Вместе с этим, бизнесмены, арендовавшие лес могут хорошо заработать на ведении лесного хозяйства.
На чем же, если арендованный за немалые деньги лес – проходной двор? Елена Лебедева считает, что идей для развития бизнеса в лесу – масса. Лесной кодекс содержит исчерпывающий перечень разрешенных видов деятельности.
Это и заготовка древесины для собственных нужд и на продажу с условием полного восстановления вырубленного леса, заготовка недревесных ресурсов – сбор ягод, грибов. Можно создавать лесные плантации для выращивания особо ценных породы деревьев, которые впоследствии можно использовать для строительства и отделки помещений.
Наиболее перспективными видами деятельности наша собеседница считает ведение охотничьего хозяйства, организацию любительской и спортивной охоты, организацию экстремального отдыха и туризма в лесу. Какой будет прибыль при этом, зависит от того, насколько предприимчивыми будут арендаторы, говорит она.
Естественно, все это будет сопряжено с получением определенных документов, разрешений. Кроме того, так просто договор аренды не заключить, государство выдвинет арендатору требования в соответствии с законодательством. Лес не должен стать только лишь источником заколачивания денег. Лесное хозяйство должно расти и преумножаться.
Но это в идеале, говорят противники Лесного кодекса. Они утверждают, что российские елки осядут бумажной «зеленью» в карманах арендаторов.
Прокурор Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры Валерий Крачнаков считает, что главное новшество этого кодекс – возможность приобретать лесные угодья в частную собственность - приведет к их исчезновению.
Он уверен, с лесными ресурсами произойдет то же самое, что и с энергоносителями. Лес, как и нефть, и газ, являются национальным достоянием. Но что происходит сейчас с нефтью и газом, всем известно, говорит он. То же самое произойдет и с лесом. Его просто вырубят.
Вряд ли кто-то будет всерьез заниматься посадкой – это просто не имеет смысла, уверен прокурор: «Посадка – дело трудоемкое и дорогое. Сосна, для того чтобы ее можно было использовать в промышленных целях, должна расти до ста лет. По моим оценкам, за два-три года вырубят все, что можно. Это будет социальное бедствие», – бьет тревогу защитник природы.
Несмотря на все ограничения, которые прописаны в Лесном кодексе, их можно легко обойти. Причем одно из главных ограничений - запрет строительства - вполне законным методом, делится наша собеседница Елена Лебедева.
В 11-й статье «Закона о переводе земель из одной категории в другую» есть лазейка. В нормативном акте сказано, что земли, занятые защитными лесами, разрешается перевести в земли других категорий, «при установлении изменения черты поселения».
То есть, если населенный пункт граничит с землями лесного фонда, то и границы его можно расширить, получив соответствующее разрешение. Это может обернутся тем, что лесные земли переведут в другую категорию: «Изменяя границы поселения, мы можем поставить лесные насаждения под угрозу, так как в черте поселения я могу делать с землей все, что хочется», – объясняет юрист «Мегаполис Лигал».
Правда, в законах прописан и такой нюанс, согласно которому даже на своем дачном участке собственник не вправе вырубать яблоню без согласования с органами местного самоуправления. Однако этого никто не проверяет. Так может произойти и с лесом.
Все зависит от человеческого сознания, продолжает Е.Лебедева. Как бы хорошо ни был написан закон, если мы не ценим, то богатство, которое у нас есть, и не понимаем, что творим, то никаким законом не запретишь делать то, что вздумается.
Наша собеседница приводит в пример ситуацию вокруг Истринского водохранилища. Арендовав согласно Водному кодексу соответствующий объект, бизнесмены закрыли доступ к воде гражданам, которые привыкли там отдыхать. Перипетии в судах, а в последствии и конфликты с приставами не дали результата. Коттеджи, построенные незаконно на берегу водоема как стояли, так и стоят, а «посторонних» граждан по-прежнему не пускают купаться.
Несмотря на то, что на территории арендованных лесов можно возводить только временные постройки, но никак не капитальные, эксперты сомневаются в действенности закона. «Снести самовольную постройку не так-то просто даже через суд. Это жилье может оказаться его единственным», – делится юрист.
Кодекс – это всего лишь правила поведения. В нем сказано, что такое лесные земли, что с ними можно делать, что нельзя, он декларирует нормы. Нарушение этих норм должно караться законно, а добросовестное соблюдение – поощрять. «Однако в России слабый кнут и отсутствие пряника не позволяют стимулировать ответственность арендаторов леса. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) слишком мягки по отношению к недобросовестным пильщикам леса. КоАП предусматривает смешные штрафы – максимальный составляет 40 тысяч рублей для юридического лица. Для физлиц штрафы еще более нелепы», – недоумевает наш эксперт.
Правда, в соответствии с законом, организатора недобросовестной промышленной вырубки могут лишить и права занимать определенную должность на срок до трех лет, привлечь к исправительным работам от шести месяцев до одного года, либо арестовать на срок до трех месяцев.
Однако и эти меры вряд и остановят арендаторов лесных массивов. Ради бешеных заработков от незаконной вырубки можно закрыть глаза и на трехмесячное пребывание за решеткой. «Штраф за незаконную порубку страшен только рядовому гражданину, который срубил к новому году елочку, с него за это возьмут штраф 1500 рублей, на рынке он может купить эту елку дешевле», – иронизирует Елена Лебедева.
Возможно, бизнесменов-арендаторов остановили бы своеобразные инвестиционные программы, развивающие лесное хозяйство. Это когда государство поощряет добрые дела. Ты – восстанавливаешь лес, я помогаю финансово или даю налоговые послабления. Между тем, по словам нашего юриста, в законах лишь между строк сказано – «развивай лес, но только ты ничего за это ничего не получишь, если не извернешься сам», – заключает эксперт.
Наталья Трефилова