Американский автопром никак не выберется из черной полосы. Вслед за очередными негативными отчетами автогигантов General Motors Corp. и Ford Motor Co. концерн Chrysler впервые за свою историю остановил сразу и на целую неделю все собственные заводы. Рост цен на топливо сделал неэкономичные американские авто непопулярными. Чтобы неповоротливый американский автопром выжил, он будет вынужден срочно отказаться от идеи продвижения национальных брендов и перенести собственное производство в страны третьего мира, уверены эксперты.
Временное прекращение производства руководство концерна называет «обычным явлением для автомобильной отрасли». Официальная версия – заводы закрыты в связи с техобслуживанием. Однако только лишь сезонным спадом потребительской активности и необходимостью регламентных работ нельзя объяснить полную остановку всех мощностей концерна.
Акции Chrysler за первые шесть месяцев текущего года подешевели на 20-25%. В июне концерн продал на 36% меньше микроавтобусов и внедорожников, на 30% снизились майские показатели по грузовикам. Сегодня падение спроса связывают с ростом цен на автомобильное топливо, что снизило популярность неэкономичных джипов и минивэнов, которыми были традиционно сильны американские автомобильные концерны.
Однако глупо винить в проблемах американских автопроизводителей только топливную конъюнктуру. Потеря рынка большой «детройтской тройкой» началась не вчера. Азиатский автопром уже почти десятилетие теснит американских национальных автопроизводителей.
Глобализация мирового автопрома неизбежно привела к росту конкуренции на рынках. Автомобильные концерны США оказались в этой ситуации слабым звеном. Начальник аналитического отдела « АСМ-Холдинга» Виктор Пашков уверен, что «большая американская тройка» в этих условиях выглядит весьма неповоротливой. Он считает, что проблемы того же Chrysler начались с того, «что стратеги концерна вовремя не уловили необходимости перехода к новым требованиям рынка, так как они долгое время жили вне конкуренции и сами диктовали правила игры », – поделился эксперт с Bigness.ru.
По словам специалиста по брендингу консультационной компании «Тамберг & Бадьин» Виктора Тамберга, причины снижения спроса на американские автомобили, в частности на продукцию концерна Chrysler, очевидны: « высокая цена и низкая потребительская привлекательность. Дороговизна обусловлена в первую очередь высокой себестоимостью производства в США. Виной тому высокие налог и, социальные отчисления», – поделился эксперт с деловым порталом.
Автопром Соединенных Штатов оказался не готовым к глобализации мирового производства автомобилей. По словам и сполнительного директора Национальной ассоциации производителей автокомпонентов (НП «НАПАК») Михаил а Блохин а ошибка того же концерна Chrysler в том, что он рассматривает собственную автомобильную промышленность, как национальную гордость. «Сегодня уже нет чисто американского, чисто европейского, азиатского или российского автопрома. Он давно стал глобальным. Идет мировое разделение труда, есть сборочный завод, вокруг него поставщики компонентов, крупных модулей систем, а мелкие детали можно свезти со всего мира», – говорит эксперт.
С этой точки зрения показателен пример азиатских производителей, в первую очередь японских и корейских. Они собирают машины там, где это дешевле. Они собирают такие машины, которые покупают. Даже сейчас, в условиях взлета цен на топливо и последовавшее общее снижение продаж автомобилей, азиатским автоконцернам удалось даже увеличить долю на американском рынке за счет экономичных автомобилей, включая машины с гибридной силовой установкой.
В свою очередь, руко водство американских автоконцернов достаточно консервативно, считает Виктор Тамберг. Работая над книгой о создании и развитии бизнес-идей, он тщательно изучил автомобильный рынок США и пришел к выводу, что американскому п отребителю нужны другие машины. Американским производителям н адо совершенствовать продуктовую линейку, считает он.
Помимо этого, говорит Тамберг, «детройтской тройке» стоит поработать над своими брендами. « Почти в се бренды и суббренды в Соединенных Штатах не обладают четким и привлекательным имиджем », - говорит эксперт.
По мнению М.Блохина, американским заводам нужно срочно менять сознание, как в свое время это сделали остальные страны. Иначе, автопром США ждет скорейшая гибель. В.Тамберг считает, что американцам следует перенимать опыт европейцев и азиатов, которые не побоялись экспериментировать и следить за тенденциями рынка.
Наталья Трефилова, Сергей Малинин