ЛУКОЙЛ заявил о готовности добывать до 600 тысяч баррелей нефти в сутки с иракского месторождения «Западная Курна-2». Об этом с полной уверенностью заявил глава компании Вагит Алекперов.
Он отметил, что ЛУКОЙЛ провел все изыскательные и подготовительные работы и полностью готов к реализации этого контракта. Лишь первоначальные инвестиции, которые наши нефтяники собираются запустить в проект, оцениваются в $4 млрд.
Напомним, что соглашение с иракской стороной было заключено компанией еще в 1997 году сроком до 2020 г. Контракт «Западная Курна-2» был первым и крупнейшим, подписанным российской компанией в Ираке после войны 1991 года.
Справка: «Западная Курна-2» расположено в 100 километрах к северо-западу от города Басра. Накопленная добыча за время действия контракта может достигнуть 4,8 млрд баррелей нефти и 56,4 млрд кубометров нефтяного газа. Запланированные капвложения в разработку месторождения составляют около $4 млрд.
Контракт на разработку второй очереди нефтяного месторождения «Западная Курна-2» был подписан 21 марта 1997 года. Доля ЛУКОЙЛа составляет 68%. Соглашение о стратегическом партнерстве между ЛУКОЙЛом и ConocoPhillips предусматривает передачу американской компании 17,5%-ной доли в контракте. Месторождение считается крупнейшим в мире, его доказанные запасы оцениваются в 6-20 млрд баррелей нефти. Срок действия контракта на условиях соглашения о разделе продукции составлял 23 года и мог быть продлен еще на пять лет.
Незадолго до свержения режима Саддама Хусейна Багдад объявил о расторжении контракта с инвесторами по проекту. Впоследствии переговоры неоднократно возобновлялись как с представителями официального Ирака, так и с американцами, но конкретных договоренностей о дальнейшей судьбе проекта достигнуть не удалось.
Ирак объяснил свои действия по расторжению контракта, сославшись на то, что ЛУКОЙЛ не выполнил условие, по которому в течение первых трех лет он должен был вложить в месторождение как минимум 200 млн. долларов.
В свою очередь, российская сторона не раз заявляла о том, что компания имеет все необходимые юридические права для разработки месторождения «Западная Курна-2». В этом всех в свое время убеждал вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун: «Нам просто надо понять, с кем мы должны вести переговоры, у кого есть полномочия», – отметил он.
Неужели наконец-то вопрос снят со спорного соглашения, и ЛУКОЙЛ вправе приступить к деятельности по прокладке нефтепровода и добыче «черного золота»?
Впрочем, в компании на этот вопрос отвечают так: «Переговорный процесс идет, наша делегация во главе с руководством компании ЛУКОЙЛ Оверсиз посещала Багдад. Мы продолжаем предпринимать усилия совместно с МИДом, Минэнерго, чтобы показать, что контракт действует».
Не преждевременно ли ликуют и заявляют о полной своей готовности работать в Ираке представители ЛУКОЙЛа? Аналитик ИГ «АТОН» Артем Кончин уверен, что руководство компании «строит хорошую мину при плохой игре, когда у нее достаточно проблематичная ситуация», – поделился аналитик с Bigness.ru.
Схожего мнения придерживается и другой наш собеседник, начальник аналитического управления инвестиционной компании «Велес Капитал» Михаил Зак: «Рано праздновать победу, результатов переговоров с иракской стороной все еще нет».
Раскупоривать шампанское стоит лишь после того, как ЛУКОЙЛ откроет кран, из которого упадут первые капли иракской нефти.
Пока же ситуация складывается не в пользу нашей компании. «Здесь больше политический фактор, нежели экономический, судя по тому, как активно американцы помогали иракскому правительству делать наброски будущих контрактов, неизвестно, сколько места там осталось для ЛУКОЙЛа», – продолжает А.Кончин.
Не известно и какие требования выдвинет иракская сторона, учитывая, что на месторождение претендует и американская компания ConocoPhillips. Аналитики согласны с тем, что у «Западной Курны» появился реальный шанс реализоваться именно с вхождением в проект американцев.
По мнению некоторых аналитиков нефтегазовой отрасли, если соглашение 1997 года признают недействительным, то у российской компании есть лишь один выход – приступить к разработке месторождения вместе ConocoPhillips. В сложившихся экономических условиях цель последних обеспечение потребностей экономики США дешевой иракской нефтью.
Аналитик ИК «Проспект» Александр Кузнецов предположил в одном из интервью, что в дальнейшем, при обосновании ConocoPhillips в Ираке будет создано такое законодательство, по которому американская компания будет облагаться меньшим налоговым бременем, а Ирак и российский ЛУКОЙЛ окажутся ограниченными в своих правах.
Михаил Зак считает, что ЛУКОЙЛ останется в Ираке лишь в том случае, если выдвинутые местным правительством требования позволят компании хорошо зарабатывать. Пока же прогнозировать, чем обернутся переговоры, никто из опрошенных нами экспертов сказать не берется. «В этой подвешенной ситуации возможен и такой вариант событий, когда ЛУКОЙЛ может вообще остаться не у дел», – заключает А.Кончин.
Наталья Трефилова