Подержанные внедорожники резко дешевеют практически по всему миру – взлет цен на автомобильное топливо снизил привлекательность больших автомобилей. Логично ожидать, что дешевые и ненужные западным потребителям машины завалят авторынки России – ведь у нас «размер имеет значение».
Бешеный рост цен на нефть и нефтепродукты больно ударил по экономикам всего мира. Серьезной трансформации подверглась потребительская активность, из-за чего целые отрасли несут убытки.
Одними из первых изменение мировой конъюнктуры почувствовали на себе автовладельцы. Их расходы на бензин поползли вверх вслед за стоимостью барреля нефти. Кое-где это привело к глубокой переоценке ценностей. Так, во многих странах мира наблюдается заметное сокращение спроса на «большие» машины, потребляющие много топлива – легкие грузовики, пикапы, внедорожники.
В частности, это стало шоком для американских производителей, в модельном ряду которых обильно были представлены семиместные минивэны, пикапы, крупные внедорожники – и все это традиционно оснащалось большими мощными двигателями. Однако когда стоимость литра бензина перешагнула психологически важную отметку в 60 центов, спрос на такие автомобили резко снизился. Автоконцерны не называют точные цифры. По оценке аналитиков Bloomberg продажи больших легковых автомобилей, произведенных GM, Ford и Chrysler в 2008 году могут упасть на миллион единиц.
Спрос смещается в сторону недорогих и компактных машин, в том числе с гибридной силовой установкой.
Рыночным результатом стало снижение цен. Заводские цены на «большие» автомобили в среднем упали на 25% (по данным агентства CarMax ). На подержанные автомобили этого класса, в виду большей ценовой эластичности, цены упали еще заметнее. По данным американского издания « Automotive News », на вторичном автомобильном рынке снижение цен достигает 60%!
Аналогичная ситуация наблюдается и в прочих странах Запада. Учитывая, что эти страны являются основными поставщиками в Россию как новых, так и подержанных автомобилей, возникает вопрос – как нынешние тенденции скажутся на экспортном потоке в нашу страну.
Вопрос актуальный, ведь в России структура спроса, да и само отношение к автомобилям отличается от общемировой.
В отличие от Америки и Европы, интерес российских покупателей к автомобилям повышенной проходимости (класс SUV) не снижается, а продолжает стремительно расти. Причем рост этот отмечается как в сегменте полноразмерных внедорожников, так и компактных кроссоверов. На долю последних приходится примерно 2/3 от общего объема продаж автомобилей с колесной формулой 4х4.
Согласно оценке аналитического агентства «АВТОСТАТ» в 2007 году в России было продано примерно 400 тысяч внедорожников. То есть россияне в прошлом году приобрели столько же внедорожников, сколько было продано в Германии и Франции вместе взятых. Рыночная доля SUV за четыре года выросла с 10% до 17%, что является самым высоким показателем, как в Европе, так и в Азии.
Логично предположить, что дешевеющие за рубежом внедорожники найдут свое пристанище в нашей стране. Это вполне возможно, однако ждать снижения цен не стоит.
На импортные внедорожники с пробегом спрос таков, что они раскупаются еще пароме по пути в Россию, сказал Bigness.ru Андрей Лемигов, руководитель диагностического центра ДЭКС, специализирующегося также на подборе подержанных иномарок для покупателей.
Он не верит, что снижение цен за рубежом отразится на российском рынке.
Во-первых, отмечает Лемигов, до России доходит очень немного внедорожников в хорошем состоянии. «Отсев колоссальный», - говорит эксперт.
Во-вторых, основной полюс спроса приходится на машины премиум-класса – с их реализацией в России возникает меньше всего проблем, да и маржа продавца с них может быть выше. Дешевые автомобили в таких условиях возить просто невыгодно.
Сергей Малинин