Конфликт в Южном Бутово вновь набирает обороты. Мэр столицы Юрий Лужков заявил, что собственники расселяемых домов предъявляют слишком завышенные требования к городу, и выразил готовность отстаивать свою правоту в суде. Конфликт был заложен в Жилищном и Земельном кодексах, говорит эксперт Bigness.ru.
По словам мэра, некоторые жители Южного Бутова предъявляют слишком высокие требования к властям за свою собственность, которая, по его словам, порой составляет только два квадратных метра.
Мэр привел в пример ситуацию с домом №4 на улице Коммунарской, где на жилой площади в 92 квадратных метра зарегистрировано 18 человек. То есть, в собственности у каждого из них находится около 1,9 квадратных метра. «В обмен на свое сносимое жилье эти люди требуют квартиры от города, но в таких случаях мы не будем идти навстречу, так как это сделано намерено, чтобы за свои 1,9 квадратных метра потребовать у города дополнительную квартиру. С ними вопросы, если они не захотят получать денежные компенсации по рыночным ценам за свои площади, будем решать через суд», – настаивает Лужков.
Жителей Южного Бутова сильно возмутило высказывание мэра. Им есть, что ответить на его заявление: « За два с лишним года у него не нашлось времени приехать и на месте выяснить ситуацию. А ситуация такова, что зарегистрироваться в поселке да еще на 1,9 метра можно только с согласия местных властей, то есть, через взятку. Известны случаи, когда новорожденного ребенка не регистрировали по месту жительства матери, прописка, мол, закрыта... А тут в одном доме – 19 человек, в другом – 35. Они сами зарегистрировались? Ночью залезли в паспортный стол и сделали запись?» – негодуют бутовцы.
По их мнению, несправедливо грозить буквой закона законопослушным гражданам. Жители приводят в пример последний эпизод с судебными приставами, которые попытались выселить семью Аллы Сергеевой из собственного дома по улице Изюмской, которой зимой мэр Москвы Юрий Лужков пообещал удовлетворить требования.
Он поручил префектуре Юго-Западного округа удовлетворить требования семьи, то есть предоставить им на территории Москвы равноценный земельный участок и дом, пригодный для проживания.
Как бы то ни было, похоже, власти не хотят решать конфликт мирно, и дело все же дойдет до суда. Противостояние жителей мешает планам города. Недавно заместитель главы Департамента градостроительной политики Виктор Аистов сообщил, что московские власти намерены в ближайшее время снести все частные дома в Южном Бутове и построить там жилой квартал.
Тем не менее, жители злополучного района намерены пойти до конца. «В рамках закона есть 35 статья Конституции РФ. Никакой правовой акт не может ей противоречить. Это для тех, кто не знает основного закона. Так вот там написано, что мы имеем право рассчитывать на равноценное возмещение», – говорят обиженные собственники. По их мнению, в условиях колебаний цен на недвижимость, деньги не являются надежной компенсацией.
Впрочем, горадминистрация стоит на своём: там согласны выдать денежные компенсации по рыночным ценам за определенную площадь, которая находится в собственности бутовчан, но предоставлять целую квартиру за два квадратных метра не намерены.
Собеседник Bigness.ru, Депутат Госдумы Иван Грачев указывает на то, что бутовцы вряд ли выиграют судебное дело с городом, кроме конституции существует еще ряд законов, которые совсем не на стороне собственников. «Их конфликт заложен в Жилищном и Земельном кодексе. В этой части это плохие законы. В Жилищном кодексе написано, что ему компенсируется только цена строения. А понятия “цена строения” нигде нет. Основная же ценность, конечно, земля», – говорит депутат.
Естественно, землю большинство бутовцев не успели приватизировать. Виной всему бюрократические проволочки и слишком ограниченные сроки, которые власти прописали в Земельном кодексе. «Изначально было ясно, скорее всего, это было сделано нарочно, что люди не сумеют оформить своих прав на землю. Эта процедура по срокам изначально была нереалистична для большинства граждан», – продолжает наш собеседник.
По его словам, первая версия закона была на стороне граждан. Там было сказано, что все старые земельные права действительны до сделки, то есть, пока человек сам не продал участок. Так принято во всем мире. Однако когда переписывали Земельный кодекс, власти резко ограничили сроки, до которых человек имел право приватизировать или продать участок.
Теперь у людей в собственности только строения, за которые даже по рыночной стоимости вряд ли удастся получить большую компенсацию. Вряд ли такого размера возмещения хватит на целую квартиру.
Еще обиднее жителям района будет после того, как они узнаю’т, что за намерениями властей – изъять землю для муниципальных нужд ‑ стоит желание продать эту землю подороже бизнесменам. По некоторым (еще не подтвержденным) данным на месте уже снесенных старых домов в одном из районов Южного Бутово уже строятся дорогие коммерческие коттеджи, а не социальные квартиры.
Иван Грачев считает, что власти вправе распоряжаться отобранной у граждан землей как им вздумается. Тому виной плохие законы, повторяет он. «Нет такого определения, которое бы объясняло, что такое муниципальные и госнужды. Соответственно, это сразу создает произвол. К тому же нет строго определенного понятия, что такое социальный объект, социальные нужды. Поэтому то эти земли город может использовать дальше как угодно. Например, направить на массовое строительство, но не дешевого жилья для очередников, а тех же коттеджей класса люкс», – заключает эксперт.
Впрочем, последнее слово за судом. На чьей стороне будет правда, можно будет говорить лишь после вынесения вердикта.
Наталья Трефилова