Вслед за запретом импорта европейской свинины и куриного мяса Россия наложила вето на ввоз бразильской говядины. Официальная версия – наличие у бразильских коров вирусной болезни – везикулярный стоматит. Мнение экспертов – это борьба с заморскими конкурентами. Впрочем, проигравшими в этой борьбе останутся россияне.
Московские чиновники запретили поставки животных и мяса крупного рогатого скота из бразильских штатов Пернамбуко и Гояс в связи с регистрацией в них везикулярного стоматита. Как сообщил «Интерфаксу» руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт, ограничения касаются импорта крупного рогатого скота, овец, свиней, лошадей, а также мяса крупного рогатого скота.
Справка: Бразилия является одним из крупных поставщиков говядины в Россию. По данным Института аграрного маркетинга, в 2007 году Бразилия экспортировала в РФ 437,7 тыс. тонн говядины, что составило 62% в общем объеме импорта этого мяса. В апреле этого года импорт бразильской говядины составил 33,8 тыс. тонн, или 49% от общего объема поставок говядины в Россию.
В ЕС считают, что «Россия хочет укрепить собственных производителей, которые могли бы гарантировать стране продовольственную независимость».
Председатель Аграрной партии России Владимир Плотников уверен в необходимости и правильности шагов российской стороны. «Если есть нарушения в стандартах того, что поступает на российский рынок, то задача государства обеспечивать безопасность потребителей. Задача государства стоять на охране здоровья своих граждан. Это позволит увеличить качество продукции всем, кто поставляет на российский рынок мясо», – поддерживает он чиновников.
Аналитик по макроэкономике ИГ «Атон» Денис Попов углядел в действиях наших властей политическую подоплеку. Он считает, что такие меры можно расценивать как элемент протекционистской политики.
У Бразилии перед нами очень высокие конкурентные преимущества по производству мяса: «У них круглый год открыты пастбища, то есть, климат позволяет пасти коров круглый год. Им не нужны фермы, им нет необходимости заготавливать на зиму корма. Меньше закладные затраты на содержание стада, чего не скажешь о России, где свежей травой в течение года коровы питаются месяцев пять от силы», - сказал он в интервью Bigness.ru.
Как бы то ни было, России грозит дефицит мясной продукции, отмечает аналитик ИГ «Атон». Напомним, что несколькими днями раньше российские чиновники ввели запрет еще и на ввоз свинины и птицы с 70 предприятий из семи европейских стран.
Читайте также: Нашла коса на мясо
Почему бы в условиях низких закупочных цен на молоко и сравнительно невысокой стоимости сухого полуфабриката из Белоруссии русским скотоводам не пустить буренок под нож? Закупочные цены на сырое молоко не окупают затраты на его производство.
Как известно, при дефиците какого-либо продукта, в данном случае – мяса, цена на него заметно растет. Получается, что на мясе российские фермеры могут заработать больше, чем на молоке, которое в России производить просто не выгодно.
Директор департамента Маркетинга НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Елизавета Толстая поделилась с нашим порталом, что доля импорта мясной продукции в России за последний год хоть и увеличилась на 3%, однако потребление мяса возросло более чем на 25%. «Мясные квоты, введенные в России четыре года назад для защиты отечественного рынка, будут действовать до 2009 года, и, в преддверии их отмен, государству необходимо принять решение о поддержке нашего АПК. Введение эмбарго может, с одной стороны, простимулировать животноводческий сектор (только в свиноводство инвесторы готовы вложить более $4 млрд), а с другой стороны, действительно, многие фермеры планируют пустить под нож молочное стадо, так как закупочные цены на молоко очень низки», – предостерегает эксперт.
Введение запрета на импорт может увеличить стоимость мяса на треть, так как производство мясной продукции в России отстает от потребления.
С одной стороны – страна радеет за поддержку местных производителей, прогоняя конкурентов с рынка, с другой стороны – сбивает цены на внутреннее российское сырье – мясо и молоко. Погоне за двумя зайцами все больше становится похожей на абсурд.
Аналитик по потребсектору ИГ «Атон» Ксения Аношина указывает на несогласованность политики государства: «Поддержку надо оказывать не только запретом импорта, но и субсидированием сельского хозяйства, налоговыми послаблениями и т.д. Чтобы наше имеющиеся производители мяса и молока воспользовались свободным от сильных конкурентов рынком, потребуется не меньше года. Пока же стране грозит дефицит как молока, так и мяса, а это чревато еще более высокими темпами инфляции», – сказала она в интервью Bigness.ru.
Есть и смысл говорить об антиинфляционных мерах и снижении темпов инфляции уже в начале осени, о которых все чаще упоминают наверху. «Мы ожидаем, конечно же, сезонное снижение инфляции в июле-августе-сентябре, но что будет поздней осенью и зимой – вопрос. Возможно, при нынешних действиях правительства в отношении импорта цены подскочат еще больше», – считает К.Аношина.
Сегодня объективно лишь одно, напоминают опрошенные Bigness.ru эксперты – производить молоко в России невыгодно, выгоднее убивать скотину. Есть все предпосылки к тому, что поголовье дойного стада в связи с этим будет сокращаться.
По некоторым данным, из-за того, что государство установило низкие закупочные цены на молоко, производителям сырого молока невыгодно наращивать поголовье крупного рогатого скота.
Денис Попов из ИГ «Атон» надеется, что власти одумаются, и до массового истребления крупного рогатого скота дело не дойдет, иначе уже к будущему году в России не будет ни собственной говядины, ни молока, а следовательно и вся антиинфляционная политика превратится в пыль.
Наталья Трефилова