Конфликт российских властей с Белоруссией из-за поставок в нашу страну дешевого сухого молока может сильно ударить по карману россиян. Такой импорт, по мнению отечественного правительства, оказывает негативное влияние на молокопроизводителей России. В Белоруссии недоумевают – чего хочет наша страна: напоить россиян дешевым молоком или поддержать свой АПК? Погоня за двумя зайцами приведет к фиаско.
Дорого – плохо, дешево – тоже не очень. Так сегодня выглядит позиция российской стороны в деле импорта сухого молока.
Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев сообщал на днях, что Минсельхоз готовит предложения по ограничению импорта сухого молока в Россию, прежде всего из Белоруссии.
Вместе с тем первый вице-премьер РФ Виктор Зубков поручил комиссии по таможенно-тарифному регулированию Минэкономразвития России провести расследование по вопросу о ценовой политике Белоруссии при поставках сухого молока в РФ. Он не исключил, что Россия может инициировать антидемпинговое расследование в этой сфере.
С тем молоком, что везут сегодня из Белоруссии, не может ни в коей мере конкурировать продукция российских перерабатывающих предприятий. Как пояснил один из источников в российском правительстве, между Россией и Белоруссией существует единый рынок, который подразумевает полностью свободную торговлю без применения ограничений.
«Свободная торговля не означает того, что на своей территории можно осуществлять непозволительное субсидирование продукции и по демпинговым ценам отправлять ее в соседнее государство», – подчеркнул он.
Россия недовольна тем, что в Белоруссии активно поддерживается из госбюджета производство мясо-молочной продукции. «Проблема в том, что сухое молоко из Белоруссии поставляется в Россию по таким ценам, которые делают невыгодным производство нашей собственной продукции», – добавил он. Чиновник добавил, что Россия не может и не собирается в соответствии с принципами в ВТО субсидировать в такой же мере своих фермеров.
В свою очередь, в правительстве Белоруссии недоумевают по поводу заявления первого вице-премьера России. « Какой-то нонсенс ! Радовались бы, что из Белоруссии пошло дешевое молоко », – заявил первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко.
Он привел цифры, согласно которым в 2006 году 100% производимого в Белоруссии сухого молока поставлялось в Россию. Когда страна начал а работать через универсальную белорусскую биржу, выяснилось, что в РФ ушло лишь 23% сухого молока, произведенного в стране. О стальное молоко было продано во Францию, Японию и другие страны.
Семашко сообщил также, что на сегодняшний день Белоруссия продает сухое молоко в России по 2,7 доллара за килограмм. Два года назад цена на сухое молоко составляла 1,65-1,85 доллара за килограмм. Так что, говорить о том, что именно Белоруссия не дает российским производителям конкурировать на внутреннем рынке, заблуждение.
Москва готова начать диалог с Минском для урегулирования проблемы заниженной ценовой политики Белоруссии при поставках сухого молока в Россию, чтобы не принимать вынужденных мер по ограничению импорта этой продукции, сообщил журналистам источник в российском правительстве.
Он подчеркнул, что Россия нуждается в поставках белорусского сухого молока и не стремится к ограничению конкуренции на этом рынке. «Речь не идет о том, что завтра мы какие-то меры собираемся применять или запрещать», – отметил он, добавив, что этот вопрос является «больным и серьезным».
Действия России тем более нелогичны, если учесть, что страна намерена обеспечить собственное население дешевым молоком. Для этого принимался ряд мер, которые не позволяли расти ценам. Например, знаменитая «заморозка», против которой не раз высказывались всевозможные независимые аналитики потребительского сектора экономики.
Эксперты Bigness.ru высказывались против столь «радикальных» мер. «Такая акция чиновников носит популистский характер», – говорил профессор «Высшей школы экономики» Иван Родионов еще задолго до того, как власти официально разрешили заключать договоры с производителями по сдерживанию цен.
Фиксацию цен он называл «сугубо социалистическим способом, который действует во время чрезвычайной ситуации, войны и т.д., когда вступают в силу законы военного времени и за невыполнение этого распоряжения можно расстреливать».
Именно в тот период государство тщетно верило в то, что и дешевая импортная продукция, и снижение ввозных пошлин разрулят ситуацию с растущими ценами на самые востребованные потребительские товары. Сегодня дешевая белорусская продукция, вдруг стала неугодной.
Впрочем, фиаско подобной политики предсказывал еще в конце прошлого года ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. По его мнению, «дешевый импорт продовольствия, “сильно” ударит по нашим производителям, которые в меньшей степени “виноваты” в повышении цен», – делился он с читателями Bigness.ru.
Однако всю «грамотность» мер, направленных как на «заморозку», так и на снижение пошлин, мы «расхлебываем большими ложками» сегодня. Все сильнее нищают и производители молока, и его потребители.
Аналитик по потребительскому сектору ИК «Антанта Капитал» Андрей Верхоланцев говорит, что в условиях мирового продовольственного кризиса и дефицита молока цены могут расти бесконечно. «Спрос на молоко и на базовые молочные продукты – неэластичен, потребители, как покупали молоко, условно говоря, по 13 рублей за литр года назад, так они его сегодня покупают, но уже за 30-40», – говорит читателям эксперт.
В этой ситуации, вероятнее всего, вообще стоило бы отказаться изначально как от тех, так и от других мер. В конце концов, пока правительству ничто не мешает субсидировать свое сельское хозяйство так же, как в Белоруссии. Ведь к вступлению в ВТО Россия только готовится.
Наталья Трефилова