Большинство авиакомпаний на грани банкротства, бьют тревогу эксперты. При сегодняшних ценах на керосин они едва сводят концы с концами. Если ситуация со стоимостью топлива на мировых рынках не стабилизируется, «выживших» к концу года авиаперевозчиков можно будет пересчитать по пальцам одной руки.
По словам гендиректора информационно-аналитического агентства «ИнфоТЭК-ПРЕСС» Натальи Шуляр, ситуация накалилась до предела. Сегодняшние цены на авиатопливо стали критичными для рынка авиаперевозок. «Мы недавно проводили большой форум “Нефть и авиация”, где собирали все авиакомпании и нефтяников. Руководство большинства авиаперевозчиков огорченно заявляет, что к концу года у нас на рынке останется пять авиакомпаний. Остальные все разорятся при сегодняшних ценах на авиакеросин», – сообщила она Bigness.ru.
Проблемы начинаются уже сейчас. В мае во Внуково было задержано одновременно девять рейсов авиакомпании «Атлант – Союза». Причиной задержки чартерных рейсов стала нехватка топлива. Большинство самолетов с большим опозданием улетели на резервном топливе аэропорта.
В тот момент эксперты предупредили, что кризис повторится и охватит многие аэропорты, не исключены банкротства авиакомпаний.
В России слишком высокий уровень монополизации на рынке авиационного керосина, отмечают аналитики. Высокие цены вынуждают потребителей сокращать запасы топлива. Целый ряд банкротств авиакомпаний прогнозируют уже осенью.
По оценке аналитиков Росавиации, с начала года стоимость самолетного топлива выросла на 70%. От такого положения дел несладко приходится даже крупнейшим перевозчикам, которые сумели застраховать себя от резких скачков на топливном рынке.
Авиакомпании снимаю с себя ответственность за рост стоимости билетов для пассажиров и сетуют на то, что сами не могут зарабатывать из-за конъюнктуры на топливном рынке. Руководитель пресс-службы «Трансаэро» Сергей Быхал называет авиаперевозки затратным и низкорентабельным видом деятельности. «Норма прибыли в 2-3% считается уже очень хорошей. Любое повышение цен на топливо чувствительно. Любое, даже незначительное повышение цен на топливо снижает рентабельность и доступность перевозок», – поделился он с нашим деловым порталом.
Чтобы минимизировать потери, в компании применяют способ хеджирования поставок, то есть, страхуются от скачков цен.
Справка:
Суть хеджирования состоит в том, что продавец (покупатель) товара заключает договор на его продажу (покупку) и одновременно осуществляет фьючерсную сделку противоположного характера, то есть, продавец заключает сделку на покупку, а покупатель – на продажу товара. Таким образом, любое изменение цены приносит продавцам и покупателям проигрыш по одному контракту и выигрыш по другому. Благодаря этому в целом они не терпят убытка от повышения или понижения цен на товары, которые надлежит продать или купить по будущим ценам.
По словам представителя «Трансаэро», если раньше в статье расходов лидировало содержание авиапарка, то сейчас – это расходы по топливу. Сегодня эта цифра у одного из самых крупных перевозчиков выросла до 37,8%.
Это еще ерунда, считает аналитик по транспорту компании «Тройка-Диалог» Кирилл Казанли: «В России всего 160 авиакомпаний, в основном это мелкие компании, флот которых состоит из старых советских самолетов. У этих компаний топливные расходы составляют 60-80% от общей цифры. Эта техника потребляет в среднем вдвое больше керосина, чем те же Боинги и Аэробусы, доля которых значительно выше у крупных перевозчиков, входящих в двадцатку первых в рейтингах».
Между тем, С.Быхал уверен, что авиакомпании сами в условиях рынка должны минимизировать свои расходы. Хеджировать риски и переходить на новые более экономичные в потреблении топлива самолеты. Несмотря на это, он признает, что, если в целом рассматривать отрасль, ситуация не внушает оптимизма.
Вряд ли большинство компаний в силах поменять срочно парк самолетов, дабы снизить расходы на топливо. Что касается хеджирования рисков, то эта мера тоже доступна не всем. К.Казанли указывает на то, что в России сейчас не развит рынок деривативных инструментов, позволяющих минимизировать риски.
Так что сегодня, пожалуй, только «Трансавиа» не зависит от динамики роста цен на керосин. «Даже “Аэрофлот”, который регулярно модернизирует парк самолетов, жалуется на то, что его доходы в этом году будут значительно ниже, чем в прошлом», – констатирует эксперт из «Тройка-Диалог».
Что уж говорить о компаниях, которые зарабатывают только на внутрироссийских перелетах. Сегодня они находятся в критичном положении. Бесконечно повышать цены на билеты они не могут.
Так что, скорее всего, совсем скоро они просто начнут все чаще отменять рейсы. «Компании, которые продали билеты заранее, вполне могут закрывать рейсы, так как они будут работать себе в убыток. Тех денег, что они получили за билеты, будет недостаточно, чтобы покрывать даже самые простые расходы, например, на оплату труда, все будет “съедаться” авиатопливом», – продолжает аналитик транспорта.
По оценке Кирилла Казанли, совсем скоро слабых перевозчиков начнут поглощать более сильные игроки рынка. Впрочем, весьма вероятно, что большинство авиакомпаний исчезнет как раз не по причине укрупнения, а вследствие банкротства. Сколько всего воздушных перевозчиков будет в стране – пять, семь или десять, предсказать сложно, говорят эксперты.
Впрочем, и аналитики, и сами игроки рынка все еще надеются, что цены на нефть на мировых рынках упадут. Кроме того, они рассчитывают, что в ситуацию на внутреннем рынке вмешается наше правительство. Сегодня от лица воздушных перевозчиков все чаще исходят просьбы в адрес госчиновников о субсидировании поставок топлива из госказны.
Наталья Трефилова