Телефонная реформа в столице со сменой номеров и кодов приносит все больше неудобств населению и предпринимателям. За три года модернизации АТС сменились контакты двух миллионов абонентов. Деньги, которые бизнес вкладывал в раскрутку своих колл-центров, превратились в прах. Можно ли отсудить деньги у АТС за неудобства и финансовые убытки?
По официальной статистике, к началу июня новый телефонный номер получили порядка 200 тыс. жителей столицы. У одних изменилась первая цифра номера, у других – код. А всего за три года модернизации АТС обновили свои контакты более двух миллионов москвичей.
Справка: Решение устроить телефонную реформу в московской зоне было принято после того как возможности кода 495 оказались исчерпанными. Городу стало остро не хватать номерной емкости. В связи с этим многих абонентов стали «перебрасывать» на новые узлы (в частности, на «шестерку») и новый код 499. Освободившиеся «прямые» номера продаются операторам сотовой связи.
Формально процедура смены номера выглядит так: за два месяца до предполагаемого переключения, абонента предупреждают известительным письмом. За три дня до переключения абоненту еще раз напоминает об этом автоинформатор. После этого автоинформатор в течение 2-3 месяцев должен оповещать звонящих о том, что номер изменился.
На практике получается так, что часто эта система подводит, выходит из строя и вовсе не включается. Абонентам продолжают звонить на старый номер и не дозваниваются. Бывает и такое, что письма с предупреждением о смене номера приходят с опозданием или вовсе теряются в пути.
По словам брэндолога консультационного бюро «Тамберг&Бадьин» Виктора Тамберга, часто бизнесмены вкладывают в раскрутку номера телефона колл-центра немаленькие деньги, ведь, по сути, он является частью брэнда. «Телефонный номер порой является частью идентификационного символа, например логотипа, названия или слогана», – поделился он с читателями Bigness.ru.
Особенно сильно, по его словам, могли пострадать компании, чья деятельность завязана на телефонных дистанционных продажах товаров и услуг. Таким буквально приходится начинать жизнь с чистого листа. То есть, заново раскручивать свой номер.
При этом по старому номеру в поисках фирмы могут звонить еще долгие годы. Эта телефонная реформа влетела в копеечку многим. Организациям, муниципальным властям, бизнесменам и частным лицам приходится менять визитки, буклеты, заказывать новую сувенирную продукцию, переиздавать телефонные справочники, менять контактную информацию на упаковке.
Хоть и сотрудники МГТС уверяют: обо всех цифровых перестановках можно узнать, позвонив в справочную, в результате эксперимента, проведенного независимыми экспертами, выяснилось, что там дают ошибочную информацию. Узнать о смене номера в интернете тоже непросто – отдельного сайта со списком изменившихся номеров просто не существует.
Оценить ущерб, полученный в результате вынужденных перемен в области стационарной городской телефонной связи трудно, говорит другой наш собеседник, президент Ассоциации «Столичный центр поддержки бизнеса и права» Александр Кудимов. «Потери каждой организации индивидуальны. Ритм работы при смене телефонного номера, естественно, нарушается, убытки, конечно, есть», – констатирует он.
Впрочем, Гражданский кодекс предусматривает возмещение убытков, причиненным одним юридическим лицом другому, попытка не пытка. Организация, которая понесла дополнительные затраты в связи сменой своего корпоративного номера, может подать в суд, говорит специалист.
Однако в этом случае надо быть твердо уверенным в том, что АТС при переподключении допустила нарушения. Например, не оповестила компанию вовремя либо вовсе поставила в известность в день перехода на другой номер. Еще одно условия, необходимо точно рассчитать ущерб, причиненный фирме этой внеплановой акцией.
Хотя, по словам А.Кудимова, до сих пор подобной судебной практики ни в Москве, ни в России не было. Это значит, что взыскать компенсацию за причиненный ущерб вряд ли получится. «Я думаю, что в связи с этим, суды будут либо долго тянуть это дело, либо выносить однозначное решение в пользу станции. Тем более, что у последней железный аргумент – “ замена номера необходима, иначе качество связи будет ухудшаться, а со временем сойдет на нет”», – поясняет собеседник.
Чтобы обойтись малой кровью тем, кого еще не успели перевести на новые городские коды и номера, он советует заблаговременно предусмотреть предстоящие расходы, связаннее с грядущими переменами.
Кроме того, на тех же визитках можно указывать и номера сотовых телефонов, которые меняются в основном по инициативе абонента. Есть смысл после введения нового кода или телефонного номера поставить платный автоинформатор, который будет переадресовывать звонящих на новый контакт.
Наталья Трефилова