Отберут клочок родной земли и не спросят. Мосгордума одобрила в окончательном чтении поправки к федеральному Земельному кодексу. Поправки позволяют конфисковать земельные участки под строительство муниципального жилья.
Порядок изъятия земель – принудительный. Город объявляет свою цену на участок, после чего у сторон есть год на заключение соглашения. Если стороны в цене не сходятся, выкупную сумму устанавливает суд. Таким образом, владельцам частных домов в пригороде будет сложнее оспорить право на владение участком.
Несладко будет и тем, кто живет в городе, уверена наша собеседница, депутат Госдумы Галина Хованская. Ее сильно настораживает инициатива, внесенная Мосгордумой. «Они всего-навсего хотят расшить перечень оснований для изъятия. Они хотят включить туда любые социальные объекты, если они не входят в план развития территории. Это означает, что к любому дому можно подойти, – сказала Хованская в интервью Bigness.ru, – Сейчас, правда, они говорят в основном про промзоны, однако этого в законе не написано, что изыматься будут какие-то бывшие заводские территории».
Инициатива, внесенная законотворцами столицы, подразумевает, что любой дом, который попадет в городской план реконструкции территории, может быть изъят для муниципальных нужд. Неважно, в каком состоянии находится дом и какой он этажности.
По мнению Хованской, городские власти просто устали искать компромисс с народом в земельных вопросах. Сейчас же законом вводится более простая схема. Людей спрашивать не придется, урезав их в правах.
Сейчас основания для изъятия земли очень веские, добавляет Г.Хованская. Этот перечень изъятия для государственных нужд засекречен.
Справка:
В настоящее время статья 49 Земельного кодекса РФ предусматривает изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд только в исключительных случаях. Причем случаи эти должны быть федерального значения - строительство стратегических объектов (например, электростанции, объекты обороны и безопасности, пути сообщения, объекты использования атомной энергии и т.д.). Согласно законодательству изымать земли под эти объекты можно только при отсутствии альтернативного возможного размещения таких объектов.
Последним «исключением из правил» стало изъятие сочинских земель под олимпийскую стройку, о которой уже наслышаны наши читатели. Не исключено, что большой земельный «беспредел» начнется и в Москве, и в других крупных городах России. По мнению Галины Хованской, это возможно, если в земельный кодекс попадут любые социальные объекты.
Цель, которую преследуют власти, вроде бы, гуманная – строительство социальных объектов. Однако, как показывает практика, в действиях чиновников гуманизм и социальная справедливость зачастую уступают «невидимой руке рынка».
Хованская вспоминает о скандале в Южном Бутово Москвы. «Все, что связано с Бутово, не имело и не имеет отношения к муниципальным или госнуждам, потому что вместо социальных домов в одном из районов Южного Бутово строятся коммерческие коттеджи. Там можно было бы построить дома для очередников. Но чиновники обосновали эту стройку госнуждами», – возмущается депутат.
Эксперт предполагает, что закон может серьезно ухудшить положение граждан. По мнению участников рынка, необходима общественная экспертиза закона. Документ, по их мнению, носит потенциально коррупционную составляющую и антисоциальный характер. Ведь чтобы построить многоквартирный дом для одних, придется изымать земли у других.
Что касается компенсации, то она, как правило, является мизерной. В Южном Бутово, за участки в черте города в 20-30 соток с большими и добротными индивидуальными домами власти предлагают компенсации в виде однокомнатных квартир.
Как бы то ни было, закон, вероятнее всего примут, считают эксперты. «Мне очень хочется, чтобы не было как в Сочи. И это не чисто московская специфика. Я такие предложения слышала и от властей других городов, которым очень сложно с людьми договариваться. Им гораздо легче наплевать на этого собственника. Гораздо проще это будет сделать, если такая норма будет предусмотрена федеральным законодательством», – заключает наша собеседница.
Наталья Трефилова