Найти, изъять и распродать. По такой схеме вот-вот начнет действовать Фонд содействия жилищному строительству. Законопроект о его создании еще только внесен в Госдуму, но чиновники уже потирают руки и считают навскидку, сколько «неэффективно используемых» кусков земли выйдет из-под молотка государства. Ждите конфликта – предупреждает эксперт Bigness.ru.
Депутат Госдумы Галина Хованская уверена, что как только участки начнут изымать, у арбитражных судов прибавится работы. « Критерий “ неэффективно используемые земли ” – очень сомнительный. Он неформализованный, я предвижу серьезные конфликтные ситуации. Не исключены судебные споры и тяжбы. Предполагаю, что начнется серьезный конфликт», – поделилась она с нашим деловым порталом.
Дело в том, что государство претендует не только на пустующие земли, но и участки, которые сегодня принадлежат таким структурам, как Минобороны, Минсельхоз. Под изъятие попадут и земли академий, например Российской академии сельхознаук (РАСХН) и Российской академии наук (РАН).
Так просто свои участки отдавать никто не будет. Придется доказывать неэффективность их использования в судах. О том, что возникнут трудности с изъятием этих земель у учреждений и предприятий, признают и авторы законопроекта о Фонде содействия строительству.
Между тем, Счетная палата проверила, как землей распоряжается один из крупнейших собственников – Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН). Как следует из отчета, две трети земель для научных целей не используются, почти 99% из них сдано в субаренду коммерческим организациям, а 55,7 га наиболее ценной земли (Москва и внешняя сторона МКАД) передано компаниям по инвестсоглашениям.
В Счетной палате говорят о скрытой продаже земли – заключая инвестсоглашения, учреждения фактически сдают землю в субаренду, а субарендатор, построив на ней объект, получает приоритетное право ее выкупить всего за 7,5-45% от кадастровой стоимости.
Чтобы вернуть отчужденную таким образом землю и передать ее фонду, нужно будет доказать, что госучреждение нарушило закон. Однако если покупатель или арендатор получил землю небезвозмездно и не знал о нарушениях в порядке ее передачи, то он добросовестный и изъять у него землю не получится.
Но раз нужно создавать земельный резерв, он будет создан. Как отметил председатель правительства Владимир Путин, «создание такого фонда вызвано необходимостью постоянно наращивать строительство жилья нового качества и доступного для всех категорий населения».
Фонд сможет проводить продажу земельных участков для строительства предприятий по производству стройматериалов, а также для создания промпарков, технопарков, бизнес-инкубаторов (в том числе и продажу права аренды).
Между тем, наша собеседница считает, что у государства нет острой необходимости создавать такой фонд. «Все, что будет делать этот фонд проводить аукционы – это основная функция. Кроме того, он будет давать заключение по поводу целесообразности включения в состав фонда каких-то земельных участков. Мне кажется, что здесь очень большие накладные расходы и непрозрачность процесса. Все те же действия можно было исполнять в рамках действующих структур исполнительной власти», – считает эксперт.
Депутат поделилась, что вообще очень настороженно относится к созданию госкорпораций. «Дело в том, что имущество и деньги, попадающие в фонд, сложно контролировать», – заявила она.
По ее словам, руководство фонда самостоятельно устанавливает себе зарплаты, которые в несколько раз больше, чем у тех же министров правительства. «В свое время, когда создавался Фонд содействия реформированию ЖКХ, я пыталась ограничить уровень зарплаты президента фонда, но мне это не удалось. Мою инициативу не приняли», – говорит она. Что уж говорить об остальной самодеятельности.
Подозрения о том, что Фонд содействия строительству будет не иначе, чем коррупционным, выскзывал и другой наш собеседник. По словам эксперта Международной академии ипотеки и недвижимости Ивана Грачева, чтобы деятельность фонда была некоррупционной, «надо четко и однозначно прописывать в законе то, на что фонд имеет право, на что нет. Например, выдержки такого содержания: «руководитель или президент фонда никогда не имеет права отчуждать земли только своим решением…».
Ничего подобного в законе не прописано, утверждает он: «Чиновники, которые от имени государства “вертят” государственной собственностью, будут на этом зарабатывать деньги, сегодня, по возможности, они стараются ничего не регламентировать».
«Да, это очередная кормушка для чиновников, и скоро мы узнаем их имена!» – восклицает Г.Хованская.
По данным, которые уже публиковались в некоторых СМИ, главой фонда, скорее всего, будет Александр Браверман, бывший статс-секретарь Минимущества, глава комиссии по доступному жилью совета по нацпроектам. По крайней мере, его кандидатуру рассматривают. Между тем, А.Браверман открещивается от этих утверждений.
Впрочем, большинству действующих собственников земельных участков неважно, кто будет руководить фондом. Важно, как будет действовать сама структура. Насколько справедливым может быть изъятие земли.
Пока этого наверняка сказать никто не может. Противники законопроекта уверенны лишь, что в том виде, в котором сегодня представлен проект закона о фонде содействия строительству, его принимать нельзя.
Иначе, от действий этой госкорпорации будут страдать не только организации, но и рядовые граждане, которые будут не застрахованы от изъятия у них земель.
Читайте также: Эксперт: «Фонд содействия жилищному строительству – кормушка для коррупционеров»
Наталья Трефилова