С ликвидацией РАО «ЕЭС России» в электроэнергетике могут начаться проблемы, считают власти и призывают энергетические структуры держать управление, особенно в период реформирования отрасли. Впрочем, эксперты уверены, что уже давно ни о каком контроле речи не идет. Когда структурой управляют разные люди, необходимый баланс априори невозможен.
Энергохолдинг РАО «ЕЭС России» доживает свои последние дни и 1 июля распадется на 23 независимые компании, из которых лишь две будут государственными. Предупреждая возникновение проблем, премьер-министр Владимир Путин на совещании в Минэнерго по вопросам реформирования отрасли поручил не допустить потери управляемости электроэнергетикой в этот период. По словам председателя правительства, необходимо «обеспечить гарантированную надежность энергосбережения населения и экономики».
Однако в нынешних условиях никто не может гарантировать что-то определенное – могут только обещать. Реформирование российской энергетики, составлявшей раньше целостную систему, в настоящее время напоминает крыловскую басню: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него такая мука». Выделенные из единого энергоконцерна, «дочки» и «внучки» РАО, словно лебедь, рак и щука, действуют совершенно разорганизованно и зачастую лишь в своих интересах, что, естественно, не обходится без негативных последствий.
«Если частями некогда целого руководят разные люди, этой структурой невозможно управлять», – говорит в интервью Bigness . ru Моисей Гельман, главный редактор газеты «Промышленные ведомости» . На собственном опыте это испытали и Соединенные Штаты Америки, где «благополучно» провалилась электроэнергетическая реформа, столь схожая с российской.
Американская энергетическая корпорация «Энрон», ратовавшая за свободный рынок электроэнергии (что стало прекрасным местом для разрастания жульничества), в итоге обанкротилась. Обвиненные в мошенничестве, руководители компании были привлечены к суду. Умудренные опытом, Соединенные Штаты решили вновь реформировать свою энергетическую отрасль, только теперь они объединили разрозненные компании в одну энергосистему, подобную прежней российской, которая за многие десятилетия эксплуатации показала высокую надежность и эффективность.
Однако российские власти решили не учиться на чужих ошибках, а смело наступать на свои собственные грабли, создавая новую демонополизированную структуру в отрасли. Разделив производство электроэнергии на оптовые генерирующие компании (ОГК) и на распределительные сети, правительство надеется привлечь побольше инвестиций в отрасль, которой все больше не хватает мощностей.
Электроэнергия в наше время становится чуть ли не роскошью, а первые признаки простоя производства стали проявляться в 1980-х годах, когда с ростом потребления электроэнергии очень медленно обновлялись генерирующие мощности. Во многих регионах по-прежнему происходят перебои энергоснабжения.
Впрочем, реорганизация отрасли по факту не решает (в то время как это ее одна из главных задач) проблему планирования режимов производства и потребления электроэнергии, грозящей в ближайшей перспективе вылиться в энергетический кризис. Напротив, механизм еще более расшатался вследствие того, что практически потерял государственный контроль и попал в разные руки, каждая из которых тянет «канат» в свою сторону. «Сейчас энергетики ориентируются не на повышение надежности энергоснабжения, а на получение максимальной прибыли», – говорит М.Гельман.
Таким образом, мы наблюдаем дисбаланс производства электроэнергии, потребления и пропускной способности энергетической системы. «Развал РАО «ЕЭС» привел к неминуемой потере управляемости системы, – уверен эксперт. – А генеральная схема, которая предложена менеджментом РАО «ЕЭС России» для внедрения, сегодня не выполняется, поскольку ни один инвестиционный проект не имеет технико-экономического обоснования».
По мнению бывшего замминистра энергетики РФ Виктора Кудрявого , в результате реформы РАО «ЕЭС» государству достанется лишь «бумажная структура», так как все реальные электростанции будут приватизированы. «Основной потенциал отрасли – это тепловая генерация, составляющая примерно 2/3. А государство там ничего иметь не будет. После приватизации инвесторы, разумеется, еще поднимут цены, – рассказал экс-замминистра Bigness . ru . – В любой приватизации, особенно – в российской, есть три цели: купить подешевле, сделать товар дефицитным и добиться, чтобы цены никто не регулировал».
Вслед за реформой потребителей ожидает неминуемое повышение тарифов, отмечает в беседе с Bigness . ru Роман Габбасов, аналитик ИК «Проспект» . Однако эксперт не спешит расценивать «затею» правительства как определенно негативную, хотя и считает, что, скорее всего, наиболее правильным путем является просто более грамотное управление тарифами со стороны государства, за счет которых можно было бы обновлять истощенные энергомощности. Впрочем, это следовало бы делать гораздо раньше, то есть до того как износ оборудования превысил 60%. Таким образом, упразднение РАО «ЕЭС» – яркий пример непоследовательности и двойственности проводимой в стране промышленной политики.
Обновлять и развивать стратегически важную энергетическую систему необходимо только в комплексе, соблюдая баланс распределенных по стране мощностей электростанций, нагрузки потребителей и пропускной способности электросетей, уверен М.Гельман.
Эльвира Чукмарова