Всемирная торговая организация (ВТО) не должна заниматься вопросами сельского хозяйства и продовольствия, считают Минсельхозе России. Ограничение господдержки отечественных производителей, которое диктует ВТО для своих новых членов, никак не увязывается с реальностью: всемирным ростом цен на продукты и голодом, уверен эксперт Bigness.ru. Поэтому предложение о передаче вопросов сельского хозяйства от ВТО в ведение сельскохозяйственной и продовольственной организации ООН (ФАО) не лишено смысла.
Сегодня эта роль отдана Всемирной торговой организации, заявил министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев. «Анализ показывает, что сельское хозяйство – это не только глобальная проблема, это и комплексная проблема, которая решает такие социальные задачи, как, скажем, борьба с бедностью, и вообще мировое развитие, имея в виду рациональное использование тех или иных природных ресурсов», – передает слова чиновника «Интерфакс».
А.Гордеев отметил, что в настоящее время страна находится на завершающем этапе присоединения к ВТО. Важно этот процесс завершить «как некое признание России как цивилизованного участника мировой торговли и мировой экономики». Вместе с тем глава Минсельхоза отметил, что «время диктует человечеству более серьезный подход к развитию сельского хозяйства и вопросам продовольственной безопасности».
Напомним, наиболее острым вопросом условий вступления России в ВТО является сельское хозяйство, а точнее, объем «желтой корзины» - так называют государственное субсидирование агропромышленного комплекса (АПК). Правила ВТО жестко ограничивают господдержку АПК, однако для России это неприемлемо. В условиях жесткой конкуренции с импортом целые направления отечественного АПК обречены на исчезновение. В условиях, когда продовольственная безопасность не только в России, но и в мире становится вопросом стратегическим, такая ситуация неприемлема, считает Гордеев.
Он напомнил, что в настоящее время в мире голодает более 860 млн человек. «Ведь что сегодня происходит – это борьба за рынки между теми странами, в которых, во-первых, нет голода, во-вторых, есть потенциал, который можно развернуть и использовать для обеспечения продовольствием населения планеты в целом. Это противостояние не дает решать важнейшую задачу борьбы с голодом», – заявил глава Минсельхоза РФ на сессии ФАО.
Российский министр выразил уверенность, что центром по выработке стратегии мировой сельскохозяйственной политики должна стать ФАО, а все остальные международные организации, имеющие тот или иной мандат, должны действовать в соответствии с этой стратегией.
Гордеев подчеркнул, что Россия на переговорах по вступлению в ВТО будет настаивать на поддержке сельского хозяйства в размере $9 млрд в год.
Справка:
Россия на начальной стадии переговоров представила в качестве исходного уровня совокупной меры поддержки (СМП) за 1989-1991 годы – $89 миллиардов (при существовавшем в то время валютном курсе). В 1998 году были сделаны перерасчеты, и объем СМП был снижен до $36 миллиардов, затем до $16 млрд. через пару лет уровень СМП, предъявленный как основа переговоров, составлял уже около $10-12 миллиардов. Сегодня, по данным «аграрной партии России», ВТО настаивает на $3,5 млрд.
По словам собеседника Bigness.ru, председателя «Аграрной партии России» Владимира Плотникова, «условия, которые диктует ВТО, совершенно не приемлемы для нашего сельского хозяйства. Мы говорим, что нам уровень поддержки необходим на уроне $9 млрд, они говорят, что “вам хватит и трех с половиной”. Если ВТО будет на этом настаивать, нам нечего будет туда вступать. В этом случае мы перестанем помогать своему сельхозпроизводителю».
Приняв условия Всемирной торговой организации по субсидированию сельхозпроизводителей, Россия вообще может остаться без собственных продуктов. Импорт разорит и без того слабое отечественное производство. «Мало того, что нас сильно ограничивают в уровне господдержки сельского хозяйства, от нас требуют унифицировать все законодательство, которое регулирует все отношения в сельхозотрасли. Плюс ко всему, от нас хотят мгновенного перехода на международные нормы и стандарты. Это непосильно!», – возмущается наш собеседник.
Правила ВТО не учитывают существенных различий между природно-экономическими условиями сельскохозяйственного производства в разных странах. Не учитывается также специфика последних десятилетий для переходных экономик.
Между тем в России объем сельскохозяйственного производства сократился в 90-е почти в два раза, а суммарные размеры внутренней поддержки аграрного сектора уменьшились в 10 раз! В расчете на один гектар пашни государственная поддержка снизилась в 1998 году до $35. В США она составляла 340 долларов на гектар, а в ЕС – $1053 на гектар.
По некоторым данным, в момент вступления США в ВТО разрешенная СМП составляла $19 миллиардов долларов, а фактически достигала лишь 15 миллиардов. Иначе говоря, США располагали резервом увеличения – $4 миллиарда. Еще больше запас прочности был у Канады: имея разрешенный уровень поддержки $4,7 миллиарда, она расходует на поддержку своего сельского хозяйства всего 0,8 миллиарда.
Говорить о равных условиях вступления в ВТО не имеет смысла, говорит В.Плотников. «Я, конечно, не хочу снимать вину с прежнего руководства страны, которое в 90-е годы никак не помогало сельскому хозяйству и довело уровень поддержки до 1%. По сути, господдержка отрасли началась только последние годы. Сегодня уровень поддержки села достиг 21% от бюджетных расходов. Для сравнения, страны Евросоюза тратят на собственное сельское хозяйство 46% бюджетных средств. О какой конкуренции России с Канадой, США и европейскими странами в рамках ВТО может идти речь?» – вопрошает В.Плотников.
Он абсолютно солидарен с министром А.Гордеевым. «ВТО – это организация, которая соблюдает интересы лишь крупных игроков. Все ее условия и согласования – это принципы, которые подъемны для крупных стран. Для остальных равных возможностей для вступления нет», – замечает наш эксперт.
Именно поэтому предложение главы российского Минсельхоза по передаче полномочий в вопросах АПК от ВТО ФАО он целиком и полностью поддерживает и считает, что на нашу сторону в этом вопросе может встать еще ряд стран, чье сельское хозяйство столкнулось с подобными проблемами. Руководство Всемирной торговой организации не понимает, что тема АПК слишком чувствительна сегодня. «Это не просто рядовое направление в торговле. Это касается каждого человека», – говорит председатель «Аграрной партии России».
Резюмируя все вышесказанное, собеседник делового портала еще раз подчеркнул, что Россия, во что бы то ни стало, должна стать членом ВТО, если мы, как и все мировое сообщество, хотим развиваться в рамках одних правил. Однако на тех условиях, которые сегодня диктует эта организация, мы рискуем стать зависимыми от импорта.
В этой ситуации России стоит либо настаивать на передаче полномочий в вопросах агропрома ФАО, либо повременить с членством, либо навязывать более выгодные нам условия в рамках ВТО.
Наталья Трефилова