Кремль намерен сделать из российского народа мелких инвесторов. Однако у населения не хватает ни денег, ни доверия. Граждане опасаются рисков всех видов инвестиций и привыкли более-менее доверять лишь сберегательной книжке, а двузначная инфляция подталкивает их полной растрате денег и даже к жизни в кредит.
«Я, по крайней мере, пытаюсь», – говорит Альберт Гаврилин, как киногерой МакМерфи из «Полета над гнездом кукушки» Милоша Формана. Он не хочет примириться с тем, что каждый день на работу надо тратить время с девяти до шести.
Впрочем, даже для независимости все-таки необходимо вставать в назначенное время. 39-летний мужчина включает свой компьютер в двухкомнатной московской квартире до того, как российская акционерная биржа запускает торги. Снаружи, перед окнами, какофония автомобильных сигналов стала символом экономического подъема страны. Участию в экономическом взлете страны Альберт уделяет по меньшей мере три дня в неделю из дома. «Опционы и фьючерсы», – произносит он на новорусском английском языке. «Порой я значительно теряю. Однако в целом за три с половиной года свой стартовый капитал – 10 тысяч долларов – я увеличил в пять раз», – делится Гаврилин.
В новой России этот человек принадлежит к крайне редкому виду. Большинство населения боится не только рискованных биржевых спекуляций, но и проявляет опасения ко всем рискованных формам инвестиций, кроме сберегательной книжки. Да и доверие к банкам сильно расшатано. В лучше случае многие предпочитают копить свои деньги в чулке.
Между тем новый премьер-министр Владимир Путин решил изменить ход дела. Россия должна стать глобальным финансовым центром, считает он. Для этого прежде всего необходимо расширить пласт инвесторов. Путин советует даже людям с незначительными доходами принимать участие в биржевых операциях.
Каждый рубль – в потребление
Как обстоят дела с готовностью населения инвестировать, изучала социолог фонда «Общественное мнение» Людмила Преснякова. Так, с начала года почти миллион, россиян, то есть менее чем 1% из 143 миллионов жителей, вложили свои деньги в банковские депозиты или фонды. «Незначительная процентная ставка, – объясняет Преснякова. – Но тенденция последних трех лет остается таковой, что каждый год число вкладчиков удваивается». Таким образом, около шести миллионов россиян намерены в ближайшие годы последовать примеру этих пионеров.
Сейчас же население в основном не имеет какие-либо свободные средства для различного рода инвестирования. Средняя зарплата в стране составляет 16 тысяч рублей. Высокие темпы роста доходов населения наверстывается двухзначной инфляцией. В то же время, согласно данным налоговых органов, около четверти доходов россиян составляет «халтура». Лишь по магазинному чеку можно увидеть, сколько на самом деле денег циркулирует в России. Россияне покупают, что называется, со всей мочи, и если надо – даже в кредит. Очень мало остается для того, чтобы отложить, а инфляция все больше сокращает доверие в завтрашний день.
По словам Пресняковой, лишь 35% россиян имеют сбережения и, тем самым, могут задуматься над инвестиционными формами. Кто может позволить себе это, инвестирует в недвижимость. В последние годы этот сегмент рынка подорожал на несколько сотен процентов, что укрепило доверие к данному инструменту вложений. «Мы сыты по горло Москвой, – говорит Оксана Огесян. – На повестке дня Черногория». В своем домике на пляже 33-летняя москвичка проводит уикенды, в остальное время сдавая его в аренду.
Банковские услуги для нее стало чем-то само собой разумеющимся, что отличает ее от большинства россиян. На сегодняшний день лишь четверть населения имеет банковский счет. Шок 1998 года, когда обанкротившееся правительство в одну ночь перестало осуществлять платежи и многие банки обвалились, подорвал доверие граждан на долгие годы. С тех пор как в 2005 года Центральный банк учредил систему обеспечения вкладов, доверие стало медленно возвращаться.
Биржа едва ли имеет значение
Впрочем, путь к финансовому центру, который представляет себе Владимир Путин, очень долог. «Пока российский финансовый сектор внес незначительный вклад в инвестиции», – констатируют специалисты DB Research. В последние годы российский индекс РТС бьет рекорды. Если в 2003 году он составлял 500 пунктов, то к настоящему времени повысился впятеро.
Российские власти роскошными рекламными кампаниями заманивали народ инвестировать в рамках трех выходов на биржу государственных концернов. Однако лишь акции «Роснефти» сейчас торгуются выше их начальной стоимости.
Огесян не участвовала в народных IPO и продолжает ставить на недвижимость, а Гаврилин полагается на самообразование: «Нужен лишь мозг. Остальное можно узнать». Пока Гаврилин не может жить лишь полагаясь на биржевые спекуляции. Два дня в неделю он работает бухгалтером в продуктовом магазине, который держит со своей мамой. Он никогда не шел проторенной дорожкой. В 90-е годы он работал фотомоделью в Америке, а в 2004 году вернулся на родину. «Я стремился к самореализации. – говорит он сегодня. – Да, это не получилось, но, по крайней мере, я попробовал».
Эльвира Чукмарова, по материалам «Die Presse»