Собрать все неиспользуемые федеральные земли в большой государственный «мешок» и раздать под строительство дешевого жилья. Так коротко характеризует основополагающую идею вновь создаваемого «Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства» депутат Госдумы, президент Международной академии ипотеки и недвижимости Иван Грачев. Хотя, по мнению эксперта Bigness.ru, у будущей организации есть все предпосылки стать самой большой кормушкой для коррупционеров.
«У нашего государства полным-полно земли. Соответственно, оно может содействовать развитию строительства. Сама по себе идея создать фонд – она разумная в основе своей», – поделился депутат с Bigness.ru.
Напомним, что новоиспеченный президент России Дмитрий Медведев поставил создание такого фонда в приоритет. Согласно указу, подписанному 7 мая 2008 года, любые операции с федеральной землей до 1 января 2009 года запрещены. Мол, все что бесхозно – подберем и раздадим под строительство социального жилья нуждающимся.
Справка: Запрет распространяется на земли, находящиеся в пределах городской черты либо в пределах 30 км от границ населенных пунктов с населением более одного млн человек, 15 км от городов с населением от 100 тыс. до одного млн человек и пять километров от городов с населением до 100 тыс. человек. Под постановление попали земли всех министерств и ведомств, федеральных государственных учреждений, ФГУПов, Российской академии наук (РАН), отраслевых академий наук.
Аппетитные и огромные куски земли сегодня часто не используются по назначению, негодует член комитета Госдумы РФ по собственности Евгений Богомольный: «Земли Минобороны либо вообще не используются, либо используются нерационально. В России стоит 53 военных городка. Только на границе с Китаем, нам показывали специально целый фильм, в запустении стоят 20 военных городков со всей инфраструктурой, всеми землями. Оставшиеся военные переселяются в одну-две типовые пятиэтажки и живут. Остальные дома разбирают на кирпич и продают», – поделился эксперт.
По словам нашего собеседника, примерно та же ситуация с землями Российской академии наук, у которой не задействовано и находятся в запустении огромное количество полигонов, опытных станций и других участков.
Между тем, РАН взялся отстаивать свои права на землю. Глава академии Юрий Осипов заявил, что еще в мае получил от премьер-министра Владимира Путина заверения в том, что на землях РАН будет строиться ведомственное жилье для молодых ученых.
Впрочем, по словам Е.Богомольного, большая часть земель академии наук все же отойдет в фонд. «Осипов заявил во всеуслышание, что в РАН за последние годы пришло только 800 молодых специалистов. Медведев его спросил, сколько вам надо жилья? Он ответил, что если бы им за пять лет дали 1,5 тысячи квартир, то они были бы очень довольны. Это мизер! Земель неиспользуемых у РАН в десятки, даже в сотни раз больше, чем необходимо под строительство такого количества жилья для ее сотрудников», – уверен член комитета Госдумы по собственности.
Как бы то ни было, чиновники у власти навскидку подсчитали, что земли для изъятия, «которую в Советском Союзе нарезали направо и налево», насчитывается один миллион гектаров.
Итак, целесообразность создания фонда, вроде бы, налицо. Сложнее вопрос – как он будет работать? Операции фонда с землями способны снизить стоимость земли под строительство в России, уверены чиновники.
По словам главы Минрегионразвития Дмитрия Козака, госкорпорацией фонд являться не будет. «На мой взгляд, лучше всего, если правовой формой Фонда будет именно фонд. Госкорпораций сейчас уже много, надо остановиться».
На этот счет совершенно иной позиции придерживается И.Грачев. Он предлагает назвать организацию не фондом, а унитарным предприятием. «Это необходимо для того, чтобы у тех, кто этим унитарным предприятием “вертит”, была ответственность перед государством. В фондах вообще нет правил, как они должны распоряжаться собственностью государства: можно ли ее продавать, отдавать даром и т.д. Четких и ясных его обязательств перед государством нигде не прописано», – говорит он.
В Минрегионразвития стоят на своем. Организация будет фондом, а ее учредителем, согласно проекту, выступает, как и в случае с госкорпорациями, Российская Федерация.
Уже известно, что активы фонда будут существенно больше активов семи существующих госкорпораций. Она станет не только крупнейшей НКО в мире, но и самым большим игроком на земельном рынке России. Министр регионального развития пояснил, что основной задачей фонда будет «инвентаризация и аккумулирование федеральных земельных участков с последующей их передачей в регионы».
Правда, как именно будет осуществляться передача земли, никому из опрошенных Bigness.ru депутатов не ясно. По словам депутата Госдумы Галины Хованской этот документ еще не рассматривался даже в комитетах. Потому комментировать вопрос отказалась.
Евгений Богомольный констатирует, что «законопроекта толком нет. Он не готов к первому чтению, поэтому не о чем еще разговаривать. Есть пока только название общее и над ним ведется работа. Сегодня на совете Госдумы Мартин Шаккум говорил, что пока законопроект в стадии разработки», – поделился с нами депутат.
На его взгляд, есть ряд основных вопросов, которые нужно уточнить: «Какие земли, сколько их точно? Будут ли они обустраиваться инфраструктурой, за чей счет будет строительство инфраструктуры? Как пойдет их реализация, будут ли это конкурсы или тендеры? Как это будет стыковаться с законом о малоэтажном строительстве, будет ли фонд земель направлен на поддержку строительства социального жилья?» – ломает голову наш собеседник.
Представители Минрегионразвития отвечают на вопрос. По сути, «Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства» будет похож на госкорпорацию «Фонд содействия реформированию ЖКХ».
По словам Ивана Грачева – это еще один минус. « Мы видим, что уже один фонд, созданный на эту тему – “Фонд содействия и реформирования ЖКХ” простаивает, по сути, и ничем не помогает. Получателям этих денег, то есть, регионам выставили такие условия, что подавляющее большинство этих денег получить не смог. Его средства в итоге раздали банкам, чтобы решить проблему ликвидности. Вся земля будет загнана в большой мешок, а использоваться целевым образом будет навряд ли», – возмущается наш собеседник.
Впрочем, еще больше из колеи нашего собеседника выбило заявление разработчиков о том, что «фонд будет приторговывать этими землями». В этом случае, говорит И.Грачев, «он будет абсолютно не нужен! По тому принципу, как пишется закон, фонд содействия строительству – в высшей степени штука коррупционная», – уверен он.
По словам эксперта Международной академии ипотеки и недвижимости, чтобы деятельность фонда была некоррупционной, «надо четко и однозначно прописывать в законе то, на что фонд имеет право, на что нет. Например, выдержки такого содержания такого содержания: “руководитель или президент фонда никогда не имеет права отчуждать земли только своим решением…”».
Ничего подобного в законе не прописано, утверждает он: «Чиновники, которые от имени государства “вертят” государственной собственностью, будут на этом зарабатывать деньги, сегодня, по возможности, они стараются ничего не регламентировать».
Закон о создании такой серьезной структуры, как «Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства», должен быть тщательно проработан и продуман, считают наши собеседники.
Однако в Минрегионразвития считают иначе. Стараясь исполнить во что бы то ни стало указ президента, там рассчитывают провести первое чтение еще совсем «сырого» документа чуть ли не в ближайшую сессию Госдумы.
Е.Богомольный ничуть этому не удивлен. «Мы вынуждены за сроки в десятки раз меньшие проходить то, что другие страны проходили за 100-200 лет. Потому мы сначала принимаем закон, потом смотрим его применение на практике и только потом вносим какие-то изменения. Куда деваться, все сразу предусмотреть невозможно. Впрочем, наша российская действительность такова – дай нам хоть 125 лет, мы будем принимать законы в последние полгода», – признается депутат.
Так что, пока и речи быть не может, что скоропостижно созданный фонд решит жилищную проблему всех остро нуждающихся в крыше над головой, заключает И.Грачев.
Наталья Трефилова