Стоимость авиакеросина перешла за все мыслимые границы. Воздушные перевозки становятся все менее рентабельными. Решить проблему роста цен на авиационный керосин предложил первый вице-премьер Сергей Иванов. Уже этой осенью самолетным топливом будут торговать на созданной в Санкт-Петербурге товарно-сырьевой бирже. Эксперт: биржевые торги не принесут желаемого результата. Причина проблем авиаперевозчиков скрывается не в этом.
Справка:
С 1 июня стоимость тонны авиакеросина в московских аэропортах выросла на 13% и превысила 36 тыс. руб. Рост вызван увеличением отпускных цен на нефтеперерабатывающих заводах, которые уравнивают цену на внутреннем рынке России с мировыми котировками.
Это четвертое повышение за год. По оценке Росавиации, с начала года стоимость авиакеросина выросла на 70%. С учетом скачка цен авиатоплива на 30% осенью 2007 г. менее чем за год его стоимость фактически удвоилась.
Иванов отметил, что дороговизна топлива серьезно осложнила работу отечественных авиакомпаний. По его мнению, в этой непростой ситуации авиакомпаниям все труднее брать на себя дополнительные расходы по развитию бизнеса и инвестировать в инфраструктурные проекты, например, в организацию железнодорожного сообщения между центром Москвы и аэропортами.
По словам С.Иванова, сейчас стоимость авиакеросина в цене билета доходит до 70%. От этого страдают и пассажиры.
Такое положение дел обусловлено, на его взгляд, тем, что на рынке всего три-четыре поставщика топлива. По его мнению, необходимо «пошатнуть монопольные позиции поставщиков авиакеросина на рынке».
Чтобы обуздать рост цен на самолетное топливо, чиновник предлагает поставщикам и покупателям поиграть на бирже. Иными словами, Сергей Иванов убежден, что биржевые торги авиакеросином способны вывести на рынок новых игроков и пресечь все попытки монопольного сговора.
По словам собеседника Bigness.ru, директора по развитию и маркетингу Центра исследования конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков «Кортес» Павла Строкова площадка для таких торгов уже создана в Питере. «В конце прошлой недели там презентовали биржу и выдали ей лицензию. Тестовые торги начнутся летом, ближе к осени пройдут торги по нефтепродуктам, потом подтянут нефть и все остальное»,– поделился он.
Поскольку в России нет других ценовых ориентиров по авиатопливу, эта биржа может стать достаточно представительной. Правда, добиться того, чтобы данные ее торгов максимально отражали реалии внутреннего рынка очень сложно, считает аналитик.
«Необходимо иметь достаточное количество продавцов, причем лучше обезличенных, плюс большое количество покупателей. Чем больше будет и тех, и других, тем более правильной будет цифра, она будет более ориентирована на наш рынок», – продолжает эксперт.
Павел Строков мало верит в то, что количество продавцов авиационным керосином может увеличиться: «Количество продавцов товара определяется, как правило, количеством его производителей. Производители – это наши ВИНКи (вертикально-интегрированные нефтяные компании – прим. ред.). При большинстве из них уже созданы сбытовые организации. Они и будут там представлять клан торговцев на бирже».
С его мнением соглашается собеседник ИА «РосФинКом», аналитик финансовой корпорации «Открытие» Кирилл Таченников: «В случае открытия торгов на бирже будет выставлена лишь незначительная часть топлива, остальное будут продолжать поставлять авиакомпаниям топливно-заправочные комплексы (ТЗК) аэропортов».
По мнению экспертов, вряд ли биржа будет настолько интересна и самим покупателям авиатоплива, как видят это чиновники. Начальник аналитического отдела инвестиционной компании «БрокерКредитСервис» Максим Шеин считает вполне оправданным монополизм аэропортовых ТЗК. Это является гарантией стабильных поставок авиатоплива перевозчикам: «Зачем в нынешних условиях идти покупателю на биржу, если гораздо проще заключить договоры о стабильных поставках керосина, например, на один-три года?»
На биржу насильно загнать нельзя, говорит П.Строков. чтобы привлечь максимум игроков, необходимо создать благоприятные условия как покупателям, так и продавцам. «Стоимость авиакеросина на бирже должна быть ниже, чем у нефтекомпаний, а условия поставок – выгодней. Государство могло бы создать для продавцов максимально удобные условия, например, введя налоговые льготы», – считает наш собеседник.
Так что, надеяться на то, что авиакеросин с выходом его на биржу сразу станет дешевле, не стоит. По этому поводу у госчиновников не должно быть никакой эйфории. «Может быть, мы чего-то не знаем, конечно, но, тем не менее, мне кажется, что пошатнуть монопольное положение наших компаний может только привлечение каких-либо еще дополнительных торговцев, например из-за рубежа. Однако это вряд ли произойдет, потому что в России нет дефицита или избытка авиационного керосина, его производится в стране столько, сколько способны потребить авиакомпании», – уверен представитель «Кортес».
С другой стороны, безусловно, игра на бирже необходима, чтобы на рынке появился объективный ценовой ориентир – биржевая котировка. Пока она отсутствует, нельзя сказать завышена или занижена цена авиакеросина. «Наш топливный рынок, это именно рынок, а значит, и цена рыночная», – констатирует собеседник делового портала.
Впрочем, у проблемы роста цен на авиатопливо есть и другая сторона, которую тоже не стоит исключать из поля зрения. Компании, эксплуатирующие воздушные суда отечественного производства, славятся чрезмерным потреблением топлива, продолжает П.Строков: «Их двигатели были созданы в эпоху СССР, когда никто не считал, сколько будет расходоваться керосина. С приходом биржи потребление двигателей не станет меньше».
Эксперт не исключает, что на бирже появится здоровая конкуренция, и цены заметно пойдут вниз. В любом случае, произойдет это нескоро. Так что, ожидать, что топливные расходы авиакомпаний уменьшатся, а билеты для пассажиров подешевеют, пока не стоит.
Наталья Трефилова