Ротация кадров, уплотнение рабочего времени – мир труда становится все более неуютным. Девять из десяти сотрудников недовольны своей работой. Многие не дают волю своей злости и страдают втайне, работая в силу необходимости. В глубине души они уже объявляют об увольнении. Впрочем, руководитель может вернуть этих несчастливцев.
Еще в метро, по пути на работу, господин N. N. пребывает в дурном настроении. На совещании в десять утра он держит язык за зубами и предоставляет слово своим коллегам. Шеф заканчивает заседание распоряжением, которое N. N. кажется абсолютно бессмысленным. Впрочем, все это ему безразлично. N. N. соглашается со всем. Он вертится на стуле, считает часы до конца рабочего дня и надеется на то, что его невнимательность не особенно бросается в глаза.
Впрочем, так было не всегда. Когда N. N. два года назад начинал работать в компании, он на все смотрел иначе. Заступая на пост руководителя, он был преисполнен идей, планов и честолюбия. N. N. хотел показать, что способен на многое и может прекрасно справляться как своей командой, так и с клиентами. Он намеревался сделать карьеру, но наверху его порывы заглушали фразами: «Мы хотим, чтобы Вы все делали так, как мы это всегда делаем». Тем не менее, он долгое время защищал свои убеждения с пеной у рта и бился об стенку. «Если мое ноу-хау не пользуется спросом, буду делать все по инструкции», – решил в конце концов N. N. Ровно в девять включает компьютер и в шесть покидает работу – теперь он работает лишь таким образом.
Есть люди, недовольные и охотно горюющие о своей работе. По окончании рабочего дня они собираются толпой вместе с коллегами, отправляются в бар, берут пиво и ревут вместе о своих проблемах. Они жалуются на начальника, клиентов и несправедливости в компании. Затем дела идут зачастую чуть лучше. Впрочем, большим вредом для многих соучастников таких посиделок является путь, который выбрал N. N. – психологи называют этот феномен «внутренним увольнением», то есть когда некогда инициативный сотрудник больше не имеет никаких идей и живет лишь в ожидании выходных.
Основной признак «внутреннего увольнения» – это вялотекучесть, говорит Ральф Бринкманн, профессор экономической психологии высшего профессионального заведения Гейдельберга. «Многие не желают обращать на себя внимание и избегают любого конфликта», – отмечает он. Так, они пять дней в неделю бегают по холлу с горой дел и выглядят весьма занятыми. Однако со временем это занятие становится весьма утомительным и ввергает сотрудника в депрессивную вечность.
Более 90% сотрудников забывают о своих инициативах и перестают любить работу, то есть девять из десяти все делают лишь согласно инструкции – не больше. Каждый пятый работник живет в состоянии внутреннего увольнения. Как выяснилось, особенно недоволен рабочей ситуацией молодой человек с высшим образованием, обладающей безупречной биографией. Зачастую такой субъект уже настолько разочаровывается, что не желает делать следующий шаг в продвижении по карьерной лестнице.
Ротация кадров, уплотнение рабочего времени, стресс – мир труда становится все жестче. Компания не поддерживает сотрудника, не берет на себя ответственность за него и даже не желает этого делать. Это инициирует бессмысленные проекты. Плата не соответствует работе, а глупый шеф дает массу поводов для того, чтобы сотрудник потерял желание работать.
О преодолении кризиса спросите руководителя
Следовательно, постоянное внутреннее напряжение сотрудников в основном зависит от руководителя. Кто хочет знать, насколько полно служащий принимает участие в общем процессе, должен разговаривать со своими сотрудниками.
Отсутствие времени, чрезмерный стресс, избегание конфликтов – у шефа свои заботы. «Ведущая роль начальника заключается в том, что руководитель должен стать «производителем услуг» своих сотрудников», – говорит Брикманн и приводит идеал: руководящий сотрудник – это тренер или модератор своей команды.
Впрочем, всегда должна быть налажена обратная связь. Начальник не должен в гордом одиночестве переживать, когда его сотрудник пребывает в «моральном увольнении». Кроме того, тренер и психолог Аксель Кох, рекомендует всем разочаровавшимся работникам не замыкаться в себе.
Лучше всего быть активным. «Говорите с коллегами, друзьями и партнерами об этой ситуации. Излейтесь о проблемах фрустрации своей души, чтобы затем снова собраться с силами», – рекомендует психолог Бринкманн. Порой окружающие могут дать вполне дельные советы. Человек, находящийся под угрозой реализации внутреннего ухода, должен больше контактировать с другими людьми. Лучше всего поговорить непосредственно с начальником. Если проявить все свое мужество, есть шанс на успех. Возможно, руководитель встретит с сочувствием Ваше заявление и предложит дополнительное задание. Вместе с тем появится стимул вновь показать свои достижения. Другой выход – реальное увольнение.
По материалам Die Welt
Эльвира Чукмарова