Расходы российского бюджета за два года выросли в два раза. Такую статистику сегодня привел премьер-министр Владимир Путин. Но стоит ли без оглядки этим гордиться, задумываются эксперты. Мы действительно наблюдаем рост расходов федерального бюджета, однако они не столь эффективны, как хотелось бы, и направляются не всегда в требуемое русло.
В понедельник, на заседании президиума правительства, премьер-министр Владимир Путин сообщил, что расходы федерального бюджета в прошлом году удвоились по сравнению с 200 годом. За три года они выросли с 2,4 трлн рублей почти до 6 трлн рублей. Рост расходов, по словам Путина, стал возможным благодаря благоприятным экономическим показателям в стране. Так, в 2007 году рост ВВП превысил 8%, реальные доходы граждан увеличились более чем на 10%, значительно выросли налоговые и таможенные поступления.
«Все это создавало благоприятный фон для нашей бюджетной политики, политики, нацеленной на долгосрочное развитие российской экономики, модернизацию социальной сферы, радикальное повышение качества и уровня жизни граждан», – заявил Путин.
По словам экспертов, опрошенных Bigness.ru, рост расходов федерального бюджета – это естественный процесс, которому способствует основной источник благоденствия страны – нефтегазовые доходы. «Основной компонент нашей прибыли – это сырье, и доминирующее положение занимает нефть, – говорит в интервью Bigness.ru ведущий экономист банка «ТРАСТ» Евгений Надоршин. – Именно она является основной статьей нагрузки на этот сектор и ведущей статьей бюджета». В последнее время наблюдается рост и в других отраслях, но их вклад в прибыль страны весьма скромен.
У нас весьма велика доля государства в экономике, и если сравнить наше государство с другими европейскими странами, такими как Швеция, Норвегия (которая, кстати, тоже сидит на потоке нефтедолларов), то окажется, что мы тратим наш бюджет довольно скромно, отмечает Владимир Крейндель, эксперт Института финансовых исследований. В то же время если взять Китай, где достаточно жесткий административный ресурс, то увидим, что там доля расходов к ВВП значительно ниже, чем у нас.
Для страны, которая ставит перед собой задачи быстрого развития – о чем все время неустанно повторяют российские чиновники, – было бы гораздо разумней все-таки ограничивать рост расходов, полагает специалист. Об этом очень много говорилось в начале первого президентства Владимира Путина, но потом был взят курс на ведущую роль государства.
Сейчас, вслед за призывами ведущих экономистов, правительственные чиновники вновь вспомнили об этом. Так, выступая на XII Петербургском экономическом форуме, Игорь Шувалов, первый заместитель председателя правительства, обещал, что роль государства в экономике будет сокращаться. «Впрочем, пока это все на уровне риторики, потому что нет ни каких-то определенных шагов, ни программ – отмечает в беседе с Bigness.ru В.Крейндель. – И если мы посмотрим на экономическую программу правительства до 2020 года, то никаких обязательств по снижению уровня расходов к ВВП там нет».
С другой стороны, считать уменьшение роли непременным плюсом было бы преждевременно, но треть этих расходов было бы благоразумней перераспределить. Например, можно перенести расходы с субсидирования неэффективных предприятий на строительство автодорог. «Внутри бюджетного процесса возможно существенное улучшение», – уверен В.Крейндель.
Кроме того, в бюджете содержатся такие статьи, о которых мы, как наблюдатели, знаем достаточно мало. Так, допустим, очень много расходуется по таким статьям, как оборона и правопорядок, и есть все основания полагать, что, собственно, расходование в рамках этих статей далеко не эффективно. Помимо этого, есть масса социальных расходов, которые также не приводят к желаемым результатам, и на это прямо указывает введение национальных проектов, которых не было бы, если бюджет тратился эффективно.
На неэффективность расходования российского федерального бюджета указывает и Международный валютный банк. Согласно сообщениям МВФ, Россия находится в числе лидеров неэффективности. «У нас очень низка продуктивность расходования средств, то есть не понятно, куда мы их расходуем», – подчеркивает Е.Надоршин.
Причину неэффективного расходования бюджета эксперт видит в особенностях устройства государственного аппарата и взаимоотношений чиновников и бизнеса. «Коррупция – для нас, к сожалению, не пустое слово и не отвлеченное социальное явление. Это одна из центральных концепций развития, в том числе российского бизнеса. И в это все упирается», – заключает экономист.
Эльвира Чукмарова