Трудоголики постоянно работают до предела, то есть до тех пор, пока не обессиливают. Одержимость работой – это такая же болезнь, как алкоголизм. Во время лечения больного работой учат освобождаться от зависимости. В особо тяжелых случаях пациентов заставляют даже хоронить свою рабочую одежду вместе с удостоверением.
Каким образом заканчивает свой день трудоголик? – засыпая над клавиатурой. Уикенд расценивается как надоедливый перерыв. Впрочем, во время выходных все равно можно работать. Трудоголики живут под колпаком, в котором есть место лишь для работы. На полуставочников они смотрят так, будто те прибыли с Луны.
Отпуск? Только слабаку необходимы свободные дни! Занятые охотно приобщают к своему образу жизни всю семью. «Сотрудоголики» должны сортировать бумаги, выписывать счета, дети-подростки, умеющие обращаться с персональным компьютером, проектировать таблицы Excel. Семейная прогулка обычно используется для вхождения в курс дела.
На интернет-форумах, посвященных психологии, зачастую разворачиваются целые драмы: женщины жалуются на своих мужчин, которые сидят каждую субботу в офисе и берут работу на дом. При этом в свободное время они не могут найти общих занятий: трудоголики не умеют расслабляться, поскольку вечно думают о работе. Если трудоголиков отрывают от дел, их начинает распирать злость.
Трудоголик скучает, ему не интересен даже ранее любимый футбол, и в итоге он становится просто невыносимым. Впрочем, однажды его готовность к работе начинает терять равновесие: тот, кто перестает выключать свой КПК, круглые сутки теребит служебный мобильный телефон, требует даже на пляже портативный компьютер для отправки рабочего письма, – кандидат на «вылет», на полнейшее крушение сил.
Жажда работы – такая же болезнь, как алкоголизм или зависимость от таблеток
Кто много работает, должен, однако, не впадать в рабочую одержимость. Каждый, кто хочет продвинуться по карьерной лестнице, прикладывает к этому немало усилий. Однако становится гораздо тяжелей, когда теряется контроль над ситуацией, когда человек чувствует себя пустым без работы. Таким образом, начинает зависеть от работы, а это такая же болезнь, как алкоголизм или пристрастие к таблеткам. Впрочем, господа, «горящие на работе», слишком поздно замечают, что этот «наркотик» начинает порабощать их жизнь.
Существуют даже специальные анкеты «анонимных трудоголиков» для тех, кто подозревает, что уже заражен этой болезнью. Некоторые признаки безумного трудоголизма: регулярная работа в выходные дни, отсутствие времени для семьи и друзей, абсолютное нежелание отдыхать по возвращении домой. Если при этом наблюдаются проблемы со здоровьем, необходимо срочно обследоваться у врача.
Сначала достаточно поинтересоваться у семьи и друзей: как я действую на вас? как вы терпите меня? Психолог Кристина Еттл советует трудоголикам задаться вопросами: что будет, если я стану работать меньше? где я перехожу границу? как я могу иначе проводить время?
Также стоит отметить, что трудоголики своей одержимостью вредят не только себе и семье, но и компании, в которой работают. Согласно американским исследованиям, «горящие на работе» могут приводить предприятия к разорению. Так, психологом часто звонят жены руководителей и заявляют, что их мужья делают ошибку за ошибкой, что приводит к плачевным последствиям.
Трудоголизм делится на несколько типов. Существуют люди, испытывающие приступы «горения на работе». Они словно запойные пьяницы – погружаются, как в болото, в заданный объем работы и не выныривают оттуда, пока все не завершат. Навязчивый тип вообще не знает, что такое пауза: работа является содержанием их жизни – днем, ночью, в отпуске. Как ни странно, но возникает также тип «хронических уклонистов от работы». Это такой контрфеномен, когда трудоголик настолько мысленно блокирует себя, что больше не может осуществлять никакую работу.
Терапия
Итак, они уже давно не знают, что такое свободный день. О прогулках они также забыли. Трудоголики терроризируют свою семью, навязывая ее членам свои рабочие привычки, предпочтения. Например, менеджер по подбору персонала, работающий 14 часов в сутки, переносит требования совершенства на своего сына. Или врач, охваченный рабочей страстью – как вечный двигатель. Впрочем, и он неприятно бросается в глаза. Он никогда «не отключается», вечно устраивает какие-то теннисные соревнования среди пациентов и взрывает коллективные заседания потоком речи.
Впрочем, найдя очаг болезни, можно приступить к лечению, считают психологи. Так, в выдуманной клинике «Гуманная жизнь», являющейся ответвлением остроумного интернет-проекта Культурного союза, предлагается терапия полного искоренения рабочих привычек. Апогеем является «Некролог профессии»: устраивается торжественная церемония в крематории с последующим шествием на кладбище. Во время произнесения надгробной речи больные хоронят регалии своей профессии, будь то форменная одежда, удостоверение или рабочие материалы.
Эльвира Чукмарова