Цены на самые ходовые продукты питания продолжат расти, а армия голодающих уже в этом году увеличится на 100 млн человек. Участники продовольственного саммита в Риме констатируют – дальше будет только хуже.
К 2017 г. положение в мире ухудшится на столько, что возможны войны за еду. Повлиять на эти мрачные прогнозы мировые державы, скорее всего, не смогут. Слишком по-разному они смотрят на причины продовольственного кризиса и пути выхода из него.
Цены на продукты питания достигли своего исторического максимума. Людям, которым не на что купить себе хлеб, вышли на улицы. Голодающие спровоцировали массовые беспорядки в целом ряде стран от Гаити, где толпы голодающих пытались штурмом взять президентский дворец, до Пакистана.
Во всем виновато биотопливо, высказывалась часть делегатов. Лидеры развивающихся стран, настаивают, что увеличение производства этанола, запланированное США, Евросоюзом, Канадой и Бразилией, будет способствовать дальнейшему росту цен на продукты питания. «Вместо того, чтобы кормить голодающих, кукурузу и зерно будут заливать в бензобаки! Это кощунство!» – негодуют они.
Похожей точки зрения придерживается Генеральный директор продовольственной программы ООН Жак Диуф. По его словам, 100 млн. т зерновых были переориентированы с употребления в пищу на производство топлива, субсидии на эти цели составляют $11-12 млрд в год. «Непонятно, почему в такой ситуации невозможно найти $30 млрд в год на то, что бы реализовать фундаментальное право 862 миллионов человек на пищу и жизнь», – заявил с трибуны саммита Диуф.
Напомним, что эксперты Bigness.ru уже неоднократно высказывались против подобных взглядов на рост цен. Исполнительный директор Национального биоэнергетического союза (НБС) Ольга Ракитова считает, что говорить о том, будто только увеличение спроса на биоэнергию вызвало рост цен на продовольствие ошибочно, особенно, если брать в расчет Росси.
«Биотопливо не намного активнее стало развиваться. В ближайшие десятилетия нефть, газ и уголь останутся на ведущих позициях. Говорить о серьезной конкуренции здесь нельзя. В то же время, если государство заявляет о стопроцентном переходе на биоресурсы, то, конечно, относительно этой одной страны можно опасаться, что нефть будет заменена», – уверена исполнительный директор Национального биоэнергетического союза.
На ее взгляд, в большей степени рост цен обусловлен неурожаями в ряде стран. А Россия слишком зависима от западного продовольственного рынка. Эксперт считает, нам, в первую очередь нужно развивать сельское хозяйство, чтобы обеспечить спрос внутри страны местными относительно дешевыми продуктами питания. Пенять же на то, что цены в России повысились из-за потребности разных стран биоэнергии, не совсем разумно.
Читайте также: Кукурузу и пшеницу – в топку: энергетика требует все больше еды
Мнения в защиту биотоплива на саммите высказали и основные производители биотоплива – США и Бразилия. Обе эти страны не собираются отказываться от своих планов: этанол нужен им как альтернатива постоянно дорожающей нефти. Представитель Германии в своем выступлении подчеркнула, что биотопливо является лишь одной, далеко не самой важной, причиной продовольственного кризиса.
Также нервно западные страны отнеслись к предложению ООН отказаться от субсидирования своих сельхозпроизводителей, чтобы сбалансировать рыночные условия.
Не испытывая большого желания корректировать собственную политику, Запад, тем не менее, не отказывается от помощи бедным странам. Для преодоления нынешнего кризиса, по оценке ООН, потребуется $15-30 млрд косвенных и прямых инвестиций в сельское хозяйство развивающихся государств.
Эти деньги пойдут на закупку удобрений, семян и кормов для скота. Кроме того, США заявили о готовности поделиться с фермерами третьего мира самыми современными биотехнологиями, которые позволят им выращивать рис в условиях наводнений и повышать урожай хлопка в засуху.
Американский министр сельского хозяйства не скрывал, что главное спасение от нынешнего голода – это ГМП (генно-модифицированные продукты), хоть на западе их и называют «едой Франкенштейна».
Российский министр сельского хозяйства Алексей Гордеев чуть ли не единственный из участников саммита, кто не разделял всеобщего пессимизма, мол, голодные бунты нам не грозят. «За нас и наше население мы спокойны. Мы можем прокормить не только себя, но и многие другие страны», – пообещал министр журналистам. Странное заявление на фоне безнадежной зависимости России от импортного продовольствия. Впрочем, и конкретных предложений от Гордеева не поступило.
Стоит напомнить, что, пытаясь «спасти мир от голода и накормить всех», Россия пока сама не может оградить своих граждан от роста цен и поднять собственное сельское хозяйство. Больше всего в России дорожают те продукты, которые могли бы в достатке производить на нашей территории.
Так по данным Росстата, сильнее всего в этом году подорожали овощи – почти в полтора раза. Это произошло из-за запрета на поставку овощей из Турции, свои у нас в дефиците. Что касается производства мяса – мясокомбинатам невыгодно производить его, так как в условиях растущих цен на энергоресурсы и корм для скота, закупочные цены просто мизерные. В общем, и здесь нас пока что кормит импорт.
С другой стороны, надежда есть, чиновники не устают напоминать, что все чаще они возводят в приоритет поддержку и развитие отечественного сельского хозяйства. Вот только ряд российских аналитиков сомневается, дождутся ли обещанного подъема и не выйдут ли на улицы те, кто сегодня уже находится за чертой бедности или близок к ней.
Стоит ли чиновникам при таких прогнозах быть уверенными, что России не грозят голодные бунты?
Наталья Трефилова