Казалось бы, в России Интернет прочно занял свое место одного из важнейших коммуникационных инструментов для бизнеса. Во всяком случае, опыт западных корпораций, которые с успехом решают свои сбытовые, имиджевые и продвиженческие задачи с помощью Всемирной сети, более чем убедителен.
По крайней мере, для российских бизнесменов и управленцев присутствие в Интернете стало необходимым атрибутом. Однако, как показывают зарубежные исследования, российские корпоративные сайты еще не завершили путь от модного аксессуара до реального инструмента. Эксперты винят в этом некомпетентность и вытекающую из неё скупость в решении Интернет-задач.
В рейтинге корпоративных сайтов авторитетного европейского агентства Bowen Craggs российские компании занимают последние места. Напомним, что это агентство оценивает Интернет-представительства 500 крупнейших мировых компаний, представленных в рэнкинге газеты Financial Times. В итоговый рейтинг попадают 75 компаний.
Согласно последнему исследованию, индекс эффективности сайтов крупнейших российских компаний остается весьма низким. Оценивая сайты, эксперты учитывали структуру и уровень преподнесения информации о предприятии, сведения, предназначенные для общественности, СМИ и клиентов. Также в поле внимания исследователей попали данные о вакансиях и контактная информация. Таким образом, сайт ЛУКОЙЛа, занявший 65-место, небогат данными о карьерных возможностях. Интернет-«визитка» «Роснефти» (70-е место), по мнению экспертов, не очень современная и информационно насыщенная. Впрочем, этим «грешит» и сайт российского газового гиганта. Помимо этого, специалисты остались недовольны дизайном виртуального представительства «Газпрома».
Российским компаниям стоит покраснеть и за работу иноязычных версий своих сайтов – по крайней мере, английский язык, по оценке Bowen Craggs, сильно хромает. Помимо этого, глава проекта Маркус Эрикссон отмечает, что наши корпорации пока не научились рассматривать Интернет как ключевой инструмент коммуникации. Впрочем, если они действительно желают привлекать иностранный капитал, то «им придется заняться Интернетом. <…> Это их окно в мир», уверен он.
Российские сайты во многом отстают от зарубежных аналогов, признал в интервью Bigness.ru Андрей Богданов, генеральный директор компании «Ю-Софт Консалтинг», которая специализируется на разработке корпоративных Интернет-решений. Как же так, ведь российские специалисты по Интернет-технологиям славятся во всем мире? Проблема в восприятии Интернет-технологий, считает Богданов. Зачастую заказчики Интернет-проектов находятся в плену иллюзий или крайне устаревших представлений.
Так, от сайта компании порой ждут чудес, при этом изначально поставив разработчикам неверные задачи. «Однако сам сайт без грамотного управления не может работать и приносить плоды», – напоминает Андрей Богданов. Сайт не заставит сотрудников работать лучше и больше, он не в состоянии самостоятельно повысить продажи в сотни, тысячи раз. Он может стать лишь толчком и инструментом роста.
Гендиректор Интернет-агентства Ю-Софт поделился с читателями Bigness.ru типовыми ошибками заказчиков и базовыми подходами к разработке электронного представительства компании.
По мнению Богданова, прежде всего необходимо четко определить, с какой целью создается сайт, для решения каких задач. Эта информация будет крайне важна для дизайнера, чтобы он знал, в каком именно ключе и в расчете на какую аудиторию «рисовать» сайт.
Важным моментом является структура и навигация сайта. Современный пользователь очень дорожит своим временем. Если посетитель вынужден бродить по сайту более трех минут и безуспешно листать страницу за страницей в поисках нужной информации, вряд ли у него сложится позитивное мнение об этой компании. «Необходимо тщательно продумывать структуру и навигацию для того, чтобы они были понятны и удобны каждому человеку, а любой нужный раздел был доступен за три щелчка мышью. Это азбучные истины построения структуры сайта», – говорит А.Богданов.
Кроме того, не стоит экономить на содержании сайта. Во-первых, нельзя обойтись без материалов о фирме, её целях и миссии. Несмотря на кажущуюся «избитость» этих форматов, они в значительной степени формируют градус восприятия компании в глазах читателя. Не стоит пренебрегать услугами профессиональных маркетологов или копирайтеров – ведь порой одна удачная фраза может ярко выделить организацию из тысяч конкурентов.
Качественное информационное наполнение сайта может стать дополнительным инструментом его продвижения. Посетитель будет больше доверять вам и воспользуется вашими услугами и предложениями, если на сайте вы разместите аналитические обзоры, экспертные статьи, характеристики товаров. Нельзя делать ошибки, копируя безликие статьи, размещенные на других ресурсах – это признак непрофессионализма. Уникальность контента очень «ценят» поисковые системы – как российские, так и зарубежные, подчеркивает Андрей Богданов. И зачастую именно по их «совету» пользователь решается посетить ваш ресурс.
Контактная информация – особенно телефон – должна быть на видном месте, добавляет эксперт. Опытные разработчики знают это правило, и не стоит им мешать его соблюсти.
Из приятных мелочей, которыми неплохо бы оснастить сайт, можно выделить рассылки. Разместив на сайте форму подписки, любой желающий, внеся свой электронный адрес, будет получать сведения о новых материалах, появившихся на вашем сайте. Таким образом вы увидите глубину интереса к ресурсу, а также удержите аудиторию.
Шаг к еще большей интерактивности (а интерактивность – это самое важное преимущество Интернета) можно сделать, предоставив посетителям возможность обратной связи и публичного обращения. Обратная связь позволяет узнать мнение пользователей о сайте и ваших услугах. Из обращений посетителей можно извлечь ценные идеи и дельные замечания.
Простейшая реализация этой идеи – гостевая книга. Западные корпорации-гиганты уже вовсю экспериментируют с корпоративными блогами, как неформальным способом общения с существующими и потенциальными клиентами. Важно помнить, что наличие форм обратной связи предполагает обязательное и регулярное общение с посетителями – только в этом случае блог или гостевую книгу можно считать «живой».
Цена вопроса? На разработку хорошего сайта не стоит скупиться. Сейчас уже не середина 90-ых, когда от корпоративных сайтов не требовалось многого и зачастую весь комплекс работ мог исполнить студент-первокурсник. Технологии и требования к сайтам ушли далеко вперед.
Уровень работы диктуется потребностью самого заказчика, но что-то действительно качественное за одну-две тысячи долларов сделать уже невозможно. По оценкам Андрея Богданова, сайт с двумя концепциями дизайна, с системой управления содержанием, 30‑50 страницами качественного текста, с возможностью редактирования информации, изменения структуры разделов, то есть со всей программной начинкой стоит порядка 200 тысяч рублей. Как правило, такой бюджет предполагает гарантию качества и сроков работ.
Итоговая цена зависит от того, насколько оригинальные задачи поставит заказчик. И здесь не нужно стесняться. Уникальная идея, «изюминка» сайта, может многократно отбить все вложенные в него средства.
Не бойтесь экспериментировать. Дело в том, отмечает эксперт, сам по себе российский сегмент Интернета относительно молод. Причем, порой он не только слепо копирует западный опыт, но пытается идти по собственному пути, пробуя различные тропинки. «Поскольку российский рынок еще далеко не насыщен, у него есть все возможности для экспериментов», – отмечает А.Богданов в интервью Bigness.ru.
Эльвира Чукмарова