Человечеству грозит голод. Виновник – биотопливная индустрия. Производство биотоплива экологически мало того, что далеко не экологично, так еще и привело к стремительному удорожанию продовольствия, восклицают эксперты. Все надежды на Россию, которая и весь мир накормит, и, по словам чиновников, в состоянии снабдить «модным» биоэтанолом.
За последние тридцать лет цены на продовольствие достигли самой высокой отметки. Впрочем, мировое сообщество обеспокоено не только действительностью, но и неутешительными прогнозами динамики кризиса. 3 июня в Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), штаб-квартира которой находится в Риме, началась международная конференция «Всемирная продовольственная безопасность и глобальные вызовы вследствие изменения климата и развития биоэнергетики».
Обсуждая вопросы продовольственной безопасности и изменения климата, многие эксперты обвиняют мировую биотопливную промышленность в наступлении продовольственного кризиса. По данным ФАО, несмотря на то, что в 2008 году ожидается увеличение зернового производства, рыночные цены на продовольствие все равно будут расти стремительными темпами.
Обсуждая причины кризиса, эксперты отмечают, что большая часть зерна идет на производства биотоплива, и рынки, несмотря на высокие урожаи, все равно будут ощущать недостаток зерновых культур. Также мировые цены на продовольствие подталкивает удорожание нефти, рост спроса на еду в быстроразвивающихся странах, таких как Индия и Китай, и изменение климата. Кроме того, производство биотоплива считается не самым экологически чистым.
Впрочем, многие эксперты полагают, что рано предсказывать закат биоэнергетической индустрии, поскольку появляются новые способы производства, позволяющие свести к минимуму использование сельскохозяйственных культур, передает Reuters.
Одной из последних технологий по производству биотоплива стало использование энзимов (ферментов). Крупные производители промышленных энзимов Novozymes и Danisco уже изготавливают биотопливо не из сельскохозяйственных культур, а из продовольственных отходов, например, стеблей кукурузы, споролобуса и древесной стружки.
Некоторые эксперты уверяют, что в ближайшем будущем эта отрасль действительно начнет приносить вполне ощутимый доход. Так, по данным аналитика Cheuvreux Мартина Сикорски, в связи с высокими темпами роста биотопливной промышленности в США объем спроса на энзимы, который в 2005 году составлял 1,6 млрд долларов, к 2010 году вырастет до 2,2 млрд долларов, а в 2020 году будет составлять около 8,8 млрд долларов.
По словам аналитика F.O. Licht Алана Бульона, в ближайшие 3-4 года целлюлозный этанол будет производиться на коммерческой основе, а затем станет одним из основных источников топлива в мире.
Лидеры индустрии биотоплива также решили вставить свое слово. Они считают несправедливыми обвинения в адрес мировой биотопливной промышленности, вокруг которой, согласно их мнению, искусственно раздувается истерия. Вследствие этого лидеры биоэнергетической индустрии направили письмо генеральному директору ФАО Жаку Диуфу, в котором требуют не сводить все проблемы к использованию биотоплива, не учитывая другие факторы, играющие большую роль в повышении продовольственных цен во всем мире.
Так, авторы письма причинами продовольственного кризиса называют такие погодные явления, как засухи, разрушительные бури, дорожающие нефть и топливо, биржевые спекуляции, падение американской валюты и «неудачи международной сельскохозяйственной политики». «На долю производства этанола из кукурузного крахмала приходится всего 3% из 43% повышения мировых цен на продовольствие, поэтому оно едва ли может быть ведущей причиной, в чем некоторые пытаются всех убедить», – говорится в письме.
Лидеры биотопливной промышленности уверены в том, что фермеры разных стран в состоянии справиться с наступившим кризисом, поскольку нет недостатка в пахотных землях и эффективных методах производства продовольствия. Нехватка заключается в отсутствии «разумной международной политики в области сельского хозяйства, которая бы давала возможность фермерам, особенно в странах, ввозящих продовольствие, удовлетворять продовольственные потребности своих соотечественников».
А в это время в России…
Между тем, России не страшен продовольственный кризис, считает министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. По его словам, Россия способна прокормить не только себя, но и другие страны. «Речь уже и сегодня может идти о том, что Россия способна накормить не только свое население, но и стать довольно крупным экспортером зерна в ближайшем будущем, а также, я надеюсь, продукции животноводства», – заявил он.
Мало того, российские чиновники говорят о том, что нашей стране следует воспользоваться ситуацией оживления вокруг роста производства биотоплива в Европе. Россия может стать поставщиком сырья для европейских стран в целях производства биологического топлива. При этом в сравнении с западными странами Россия обладает главным преимуществом – здесь есть богатый запас углеводородов, то есть традиционных источников топлива.
Международный опыт показывает, что производство биоэтанола становится рентабельным при стоимости нефти выше $25 за баррель, а биодизеля – выше $50 за баррель. Между тем, единственной страной в мире, чей опыт производства биотоплива на данный момент можно назвать удачным – это Бразилия. Сахарный тростник, перерабатываемый в биоэтанол, занимает в этой стране лишь незначительные посевные площади, так что его выращивание не угрожает другим сельхозкультурам.
Впрочем, все мировые проблемы относительно производства биотоплива можно отнести и к России. Даже если производство зерна сейчас будет расширено, то оно все равно будет востребовано, и получается, что переводить ликвидный товар на топливо не имеет особого смысла, отмечает в интервью Bigness.ru директор департамента Маркетинга НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Елизавета Толстая.
Надо либо наладить производство таким образом, чтобы для выработки биоэтанола использовались отходы, либо – и это, безусловно, стало бы лучшим решением – инвестировать в развитие аграрно-промышленного комплекса РФ. Сельскохозяйственная отрасль РФ потенциально очень перспективна, однако находится не в лучшем состоянии и требует немалых инвестиций, подчеркивает эксперт.
Также надо учитывать еще один момент – у России пока не слишком много опыта в вопросе производства биотоплива, поэтому если уж основательно подходить к развитию этой отрасли, то надо серьезно изучить уже накопленный мировой опыт, проанализировать все ошибки, оценить все плюсы и минусы, а уже потом выбирать направление. Возможно, даже на паритетных началах с кем-либо из более опытных иностранных коллег.
Эльвира Чукмарова