Мировое сообщество обеспокоено ценами на нефть, заоблачные рекорды которой наносят сильнейшие удары по мировому экономическому росту и взвинчивают стоимость продовольствия. Есть ли выход из создавшейся ситуации? Эксперты уверены, что даже крупнейшие нефтепроизводители не в силах удешевить или приостановить рост цен на «черное золото», поскольку ресурс истощен.
Сегодня премьер-министр Великобритании Гордон Браун призвал страны «большой восьмерки» (G8) совместно бороться с ростом мировых цен на нефть, оказав давление на нефтедобывающие государства. По мнению г-на Брауна, им следовало бы увеличить добычу. Это интересное заявление, ведь в «большую восьмерку» входит и Россия, входящая в число мировых лидеров по экспорту нефти.
С таким же настроем выступает и министр финансов США Генри Полсон, который пытается убедить правительство Саудовской Аравии, Катара и ОАЭ в том, что слишком высокие цены на нефть крайне негативно сказываются на мировом экономическом росте.
Но только ли экспортеры нефти повинны в высокой стоимости «черного золота»?
Напомним, эта дискуссия проходит на фоне стабилизации нефтяных цен на уровне $125 за баррель. И события, которые так высоко подняли планку цены барреля, далеки от динамики роста добычи нефти. Взрывы на нефтяных объектах в Нигерии, а также угроза ураганов в Мексиканском заливе действуют сильнее, чем политические заявления.
Да и в ближайшее время, как отмечают аналитики ИК «Еврофинанс», динамика цен на нефть будет зависеть от экономических данных, выходящих на этой неделе. Вполне возможно, что из-за негативной информации из США может упасть доллар, что вызовет новый всплеск цен на «черное золото».
Между тем, пока не найден вариант быстрого решения создавшейся ситуации. По словам Генри Полсона, рынок нефти испытывает серьезный дисбаланс между спросом и предложением, и его можно преодолеть, если больше инвестировать в данный сектор. Между тем, члены ОПЕК, напротив, полностью возлагают вину за дорогое «черное золото» на спекулянтов и считают, что уровень нефтепоставок на мировые рынки достаточен.
Кузнецов Александр, аналитик ИК «Проспект», согласен с точкой зрения американского правительства относительно несоответствия спроса и предложения. «Спрос растет все больше, особенно со стороны Китая, Индии и России. В то же время замедляются темпы производства нефти и газа. Связано это с исчерпанием ресурса», – рассказывает в интервью Bigness.ru эксперт. Самые доступные месторождения уже истощены, и остались только трудно разрабатываемые. По мнению специалиста, это вполне естественная ситуация и здесь в меньшей мере виноваты спекулятивные игры на рынке.
С фундаментальными причинами согласен и Дмитрий Лютягин, аналитик ИК «Велес Капитал». «Новых месторождений действительно меньше, в то время как операционные и капитальные затраты у нефтяников все равно растут год от года, подтягивая за собой цены на сырье. Кроме того, нефть поднимается на ослабевающей долларе: если мы посмотрим на стоимость в евро, то нефть хотя и растет, но не так не так сильно, как в американской валюте», – делится с Bigness.ru специалист.
По словам эксперта, спекулятивная составляющая в нефтяной цене примерно 25 долларов. В связи с ипотечным кризисом в США, инвесторы, хедж-фонды для диверсификации ищут защиту своим средствам и находят ее в сырьевых рынках, испытывая повышенный интерес к нефти и следуя рекомендациям, выпускаемым финансовыми компаниями.
Основным игроком на рынке нефти является Goldman Sachs, одна из крупнейших инвестиционных компаний мира. «И когда компания прогнозирует стоимость «черного золота» на уровне 150-200 долларов до конца года, то следует понимать: ведущий игрок закупался намного ниже и сейчас ему интересно продать подороже, тем самым отбив потери, понесенные в ходе ипотечного кризиса, то есть, вернуть свой капитал», – подчеркивает Д.Лютягин.
Эксперты также сходятся во мнении, что если брать фундаментальные причины, то пока невозможно стабилизировать цены на нефть, поскольку нефтедобытчики по-прежнему не могут удовлетворить все растущий спрос. Возможно, что с изменениями в налоговой системе им это удастся, но не краткосрочном периоде.
Эльвира Чукмарова