«Заморозка» цен на продукты сменяется их принудительной «разморозкой». Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) пройдется по регионам и проверит ценники на прилавках магазинов – не занижена ли стоимость продуктов питания?
Напомним, мораторий на рост цен на социально-значимые группы товаров вступил в силу в конце октября прошлого года – аккурат перед выборами в Госдуму, и продлялся в марте уже этого года накануне президентских выборов. Соглашение о сдерживании цен подписывалось с крупными сетевыми магазинами – «сетевиков» проще контролировать.
Многие ожидали, что по истечении моратория цены резко взлетят вверх. Однако, на деле антимонопольной службе приходится объявлять о принудительной «разморозке» цен. Антимонопольщики напоминают, что с 1 мая цены было решено «разморозить». После этого они должны были измениться, но никак не в сторону уменьшения. Дорожает все – топливо, электричество, сырье для производства продуктов, отчего же не дорожать самим товарам?
ФАС обращает внимание, что в понедельник всем главам исполнительной власти регионов было направлено письмо, в котором указывается, что срок действия соглашений о «заморозке» цен на ряд социально значимых товаров истек 30 апреля. «Весте с тем в ФАС России поступает информация о том, что в ряде субъектов Российской Федерации наблюдается практика продления срока действия соглашений», – говорится в сообщении ведомства.
Чиновники ссылаются на статью 16 закона о защите конкуренции. По ее нормам, заключение соглашений между федеральными, региональными органами исполнительных властей и хозяйствующими субъектами запрещено! Тем боле, если такие соглашения приводят к ограничению конкуренции или к снижению и поддержанию цен.
Исключение составляет случаи, когда такие соглашения предусмотрены нормативными актами, утвержденными президентом или правительством РФ.
С антимономольщиками целиком и полностью соглашается наш собеседник, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. Даже действовавшее до 30 апреля 2008 года соглашение, одобренное государством, ущемляло интересы некоторых игроков рынка.
Он констатирует, что «несетевая торговля из этого соглашения выпала. Были даже жалобы, в том числе и в СМИ они пробивались, на то, что соглашение используется сетевиками для выдавливания с рынка более мелких игроков. Что как будто бы этот механизм регулирования цен используется как давление. По сути, это правда, ведь мелким магазинам производители не обещали сдерживать цены на поставку продукции», – объясняет он.
Для мелкорозничной торговли мораторий на рост цен стал настоящей катастрофой. У мелкой розницы нет финансовых резервов для того, чтобы маневрировать в таких условиях, да и ассортимент продукции вряд ли может конкурировать с разнообразием на прилавках сетевиков, продолжает эксперт.
Возможно, нынешняя политика ФАС по запрету региональным властям заключать соглашения о «заморозке» цен с производителями и продавцами, как раз направлена на то, чтобы не дать занимать отдельным игрокам доминирующее положение.
С такой логикой чиновников соглашается и эксперт по потребительскому сектору ИГ « АнтантаПиоглобал » Андрей Верхоланцев.
Он в принципе, крайне не согласен с политикой государства по «заморозке» цен. «Это не выход из ситуации. Было даже заявление МЭРТ, что такие вещи ничего не решают, а лишь усугубляют все, они не устраняют корень зла и причины. Это нерыночный механизм, даже если такие попытки и будут предприниматься в дальнейшем, они не приведут к снижению инфляции, а только подгонят ее», – говорит он.
Впрочем, пригрозив пальчиком регионам, ФАС сам лоббирует введение закона о регулировании цен на продукты первой необходимости. До 30 мая Министерство промышленности и торговли РФ, Минэкономразвития совместно с ФАС должны внести в правительство соответствующий законопроект о госрегулировании торговли социально значимыми продуктами.
Впрочем, здесь эксперты весьма лояльны. Все-таки это не самодеятельность региональных властей, а госполитика. Есть только одно «но». Дмитрий Белоусов считает, что если уж водить госрегулирование, нужно учитывать интересы не только сетевиков, но и мелкорозничных магазинов.
Кроме того, закон не должен вводить постоянного ограничения. «Насколько мне известно, в соответствии с прописанными в законопроекте нормами, разрешается только трехмесячная “заморозка”, кроме того, закон направлен на то, чтобы сбалансировать интересы крупных сетевых компаний и мелких игроков», - заключает он.
Но... это в будущем. Пока же ФАС намерен наказать «нерадивых» чиновников в регионах за незаконные договоренности с сетевиками по «заморозке» цен после 30 апреля.
Наталья Трефилова