Лет через пять в России может появиться национальная сеть авиатакси. По областям пассажиров будут возить легкие восьмиместные самолеты, а над Москвой будут барражировать такси-вертолеты.
Как сообщает издание «Правда.Ру», в московском правительстве зреет идея того, что в небе над Москвой уже в ближайшие 2-3 года должны появиться такси-вертолёты, раскрашенные в чёрно-жёлтую шашечку.
Напомним, что еще пару лет назад идею организации внутригородских полетов над Москвой мэр Юрий Лужков называл бесперспективной. Основным препятствием в реализации проекта он называл проволочки по согласованию полетов.
По мнению Лужкова, идея быстрого доступа из одного конца в города в другой не имеет смысла, поскольку каждый такой полет будет требовать отдельных разрешений, а на это потребуется время, иногда ждать приходится несколько суток.
Однако совсем недавно российские власти сообщили, что страна собирается переходить на уведомительный порядок полетов. Когда ты просто ставишь компетентные органы в известность о том, куда и когда полетишь. То есть, времени на согласование полета совсем скоро не потребуется. Это расширит свободу действий. Заказал самолет, сообщил и полетел. Принцип работы авиатакси схож с его наземным собратом: самолет можно будет заказать по телефону максимум за три часа до вылета.
Читайте также: Россию ожидает бум малой авиации
Получается, что проблема, озвученная два года назад столичным мэром, скоро себя исчерпает. Однако, препятствий гораздо больше. Под вопросом экономическая целесообразность проекта.
Степень реализации подобной программы зависит от стоимости техники и топлива. Рост цен на различные виды жидкого топлива ещё более понизил рентабельность авиаперевозок в последнее время.
Наблюдатели уверены, это неминуемо скажется на стоимости «проездного» билета, который ко времени пуска «воздушного такси» станет ещё дороже.
Впрочем, самую главную для мегаполисов проблему – нехватку площадей под вертолетные площадки и прочие элементы инфраструктуры с грехом пополам удается решать.
Справка: Власти Санкт-Петербурга запланировали в течение ближайших 12-15 месяцев построить в городской черте 15 вертолетных площадок, и еще 16 – вдоль Кольцевой автодороги (КАД). Помимо давно обсуждаемых вертолетных площадок у Петропавловской крепости и на крыше отеля «Амбассадор» предполагается построить еще четыре в Петроградском районе. По две – в Центральном и Фрунзенском районах, три – в Красносельском районе и по одной – в Выборгском и Приморском районах. Кроме того, планируется размещение 14 вертолетных площадок почти на всех развязках КАД и по одному вертодрому в Пулкове и Левашове.
Не отстала от северной столицы и Москва. Буквально спустя 2 дня экспертный совет по государственно-частному партнерству (ГЧП) Минтранса одобрил проект комплексной программы развития региональной авиации в Центральном федеральном округе. Проект предполагает строительство четырех вертолетных портов в районе МКАД на 250 воздушных судов каждый и 12 вертолетных площадок внутри развязок на МКАД с возможностью одновременного прилета и вылета до 6 воздушных судов, а рядом с Центральной кольцевой автодороги – целого аэропорта региональной авиации и 18 вертолетных остановок с заправочными комплексами.
По некоторым данным, уже сейчас при отсутствии нормальной инфраструктуры и законодательной базы в Москве летает порядка 300 частных вертолетов, а в Санкт-Петербурге около 30. Если же порядок оформления полетов будет упрощен, то можно вполне ожидать, резкого взлета спроса на малую авиацию, сообщает издание «Индикаторы рынка недвижимости» (ИРН).
На малогабаритные вертолёты в Москве спрос только увеличивается, что доказала прошедшая совсем недавно первая выставка вертолётов в России. Средняя цена на маленький вертолёт не превышает стоимости хорошего спортивного автомобиля. Позволить себе роскошь полетов над городом могут обеспеченные москвичи.
С другой стороны, есть надежда на то, что данный вид перевозок станет доступным и людям с более низкими доходами.
Три года назад на авиационном салоне «Макс» правительство Москвы объявило о запуске программы «Московское воздушное такси». Инвестиции в проект должны были составить порядка 10 млрд рублей.
В планы входило приобретение 25 самолетов марок Cessna Grand Caravan, Embraer и М101Т «Сокол», а также 37 вертолетов марок В-3А «Сокол», СВ-4 «Стриж», АС-355Н, ЕС-120Б. При этом оператором выступит авиакомпания UTair.
Программа «Московское воздушное такси» подразумевала осуществление перелетов на регулярной чартерной основе из Москвы в районы Подмосковья и сопредельных областей.
По мнению экспертов ИРН, поправить ситуацию с доступностью авиаперевозок для большинства в условиях дорожающего топлива, техники и земли под строительство вертолетных площадок может альтруизм и забота о москвичах столичного правительства.
Возможно, местная власть позволит-таки себе в ущерб подобные поездки из Бутово на Речной вокзал или из Выхино в Медведково, установив фиксированную плату за перелёт, как на автобусе или метрополитене.
Однако есть еще одно «но». По некоторым данным, бремя покупки вертолетов по программе «Московское воздушнее такси», будет возложено на предпринимателей. Приобретение нового вертолета – достаточно дорогая покупка, на нее потребуется не менее 1,5 млн евро.
Желая сэкономить, российские предприниматели предпочтут купить подержанную технику. Часть списанные российские вертолеты уже выработали весь свой потенциал. Чем кончается использование такой техники всем хорошо известно, предупреждают в МЧС. В случае массового использования устаревшей техники вероятность падения ее на жилые кварталы многократно возрастает, опасаются спасатели.
Вероятнее всего, чтобы запустить городской проект, понадобится еще и разрешение этой структуры, которое получить очень нелегко. Так что, пока не будет создана соответствующая законодательная база, которая устранит все существующие на данный момент вопросы относительно развития полетов малой авиации над крупными городами в массовом порядке, допуск в эту сферу инвестиционного капитала будет крайне рискованным и не обдуманным делом, считают в ИРН.
Наталья Трефилова