Рынок подержанных автомобилей выйдет из тени – этому будет способствовать отмена двойного налогообложения при купле-продажи автомобилей старше трех лет. Станут ли дешевле подержанные машины в салонах?
Обивания порогов министерств и ведомств не прошли даром. Производители и дилеры автомобилей сдвинули с мертвой точки проблему двойного налогообложения продаж подержанных автомобилей. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Госдумы. Депутаты рассмотрят законопроект уже на этой неделе. Начать работать по нему планируется с начала следующего года.
Это неоспоримая выгода для автодилеров, уверен первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов. «Именно с этого момента можно будет избежать двойного налогообложения при продаже машины старше трех лет в счет покупки новой. НДС в размере 18% сейчас взимается дважды – при продаже нового авто автодилером и при дальнейшей перепродаже того же подержанного авто новому владельцу. С принятием закона, жизнь дилеров упростится», – говорит он.
После принятия поправок дилеры будут уплачивать НДС не со всей стоимости автомобиля, как сейчас, а лишь с разницы между его продажной и покупной стоимостью.
Сегодня многие дилеры скрываются в «тень», используя разные схемы ухода от налога: продажа поддержанной иномарки через физические лица, когда НДС не взимается, оформление с клиентами договора комиссии, по которому владелец после продажи старого автомобиля сначала получает деньги, а потом вносит их в уплату нового.
Оборот теневого рынка продажи поддержанных автомобилей без участия официальных дилеров по некоторым оценкам достигает $15-25 млрд.
Упрощенная схема налогообложения позволит официальным дилерам открыто получать доходы с продаж автомобилей в trade-in, говорит собеседник Bigness.ru, зам. исполнительного директора «Объединение автопроизводителей России» Алексей Среженкин. По его словам, такой принцип налогообложения давно работает во всех развитых европейских странах, где салоны через эту схему реализуют до 80% новых автомобилей.
Покупка подержанного авто в салоне будет выгодна россиянам. Они смогут приобрести автомобиль старше трех лет с официально гарантией, прошедший полную предпродажную подготовку, говорит А.Сереженкин. Это обезопасит их от неприятностей в будущем.
Депутаты просчитали экономическую выгоду от отмены двойного НДС и для бюджета. По их мнению, новшество принесет дополнительные деньги в казну, благодаря выходу из тени. По некоторым оценкам за ближайших три года легальный рынок торговли подержанными автомобилями вырастет примерно в семь раз.
Естественно, из тени выйдут не все, уверен представитель «Объединения автопроизводителей России». Но даже если после принятия новых правил игры дилеры перетянут на себя только половину теневого рынка подержанных, наполнение бюджета все равно будет обеспечено.
По подсчетам депутатов, сборы НДС на услуги по техническому и предпродажному обслуживанию в этом случае составят 360 млн рублей в год. Еще 135 млн рублей бюджет получит от единый социального и подоходного налогов. Их будут взимать с зарплат дополнительно нанятого персонала для новой работы.
Единственное, чего не произойдет после отмены двойного НДС – падения цен на подержанные иномарки, уверен А.Сереженкин. Вероятнее всего, доход от преференций дилеры положат себе в карман. С другой стороны, покупка такого авто легально будет гораздо выгоднее потребителю в части безопасности, настаивает эксперт.
Наталья Трефилова