С будущего года ставки акцизов на автомобильное топливо будут привязаны к его качеству. Чем выше качество – тем ниже будут акцизы. Эксперты Bigness.ru уверены, что это улучшит ситуацию с качеством топлива в стране, но есть и обратная сторона медали.
Президиум правительства РФ одобрил дифференциацию ставок акцизов на бензин и дизельное топливо с 2009 года в зависимости от качества. Законопроект предусматривает разделение ставок в зависимости от класса бензина и топлива (соответствие евростандартам) вместо нынешней дифференциации по октановому числу.
Размер акциза на бензин стандарта «Евро-3» в 2009г. составит 3300 руб. за тонну, стандартов «Евро-4» и «Евро-5» - 3170 руб. Сейчас для этих видов бензина действует единый акциз 3629 руб. за тонну. На бензины без класса ставка акциза будет установлена в размере 3 900 руб. (сейчас – 2657 руб.).
Новая акцизная политика дополнит политику техническую. Напомним, прошлое правительство под закат своего существования успело принять технический регламент, согласно которому продажа для гражданского населения бензина класса «Евро-2» прекращается 31 декабря 2008 года. Еще через год та же мера коснется топлива класса «Евро-3», а с 1 января 2013 года по запретом окажется и «Евро-4». В отношении бензина «Евро-5» ограничения по срокам производства не устанавливаются. Впрочем, в России он и не производится.
Новые акцизы призваны экономически стимулировать нефтяников модернизировать свои производственные мощности. «Это должно стимулировать переоснащение наших НПЗ», - заявил глава правительства Владимир Путин.
Однако эксперты видят иные последствия от введения новых акцизов. «Изменение акцизов – это не тот фактор, который может подстегнуть крупные нефтяные компании к переоборудованию своих нефтеперерабатывающих заводов», - сказал в интервью Bigness.ru директор по развитию и маркетингу ИЦ «Кортес» Павел Строков. По его словам, у властей есть гораздо более действенные инструменты, дабы склонить нефтяников к производству более качественного топлива.
«Тут наверное борьба пойдет не ВИНКами (вертикально-интегрированными нефтяными компаниями – прим. ред.), а с теми компаниями, которые работают на нефтебазах по техническим условиям», - считает эксперт. ВИНКи подстегиваются новым техрегламентом, который прямолинейно загоняет их в сторону более качественных и высокооктановых бензинов.
Удар придется по независимым производителям бензина. Существующие технические условия не запрещают повышение октанового числа бензина путем его компаундирования с какими-либо присадками, напоминает эксперт. Не секрет, что в России значительная часть высокооктановых бензинах делается по такой технологии, весьма спорной для «здоровья» автомобилей. Многие присадки, используемые для повышения октановых чисел, крайне опасны для двигателей современных автомобилей.
Исходным «сырьем» для такого топлива служат низкооктановые бензины, которые в России не удовлетворяют современным экологическим нормам. Следовательно, они будут облагаться значительно большим акцизом, и производство на их основе бензинов с повышенным октановым числом потеряет экономический смысл.
Однако побочным эффектом такой «борьбы» станет рост цен на топливо. «Это почти неизбежно», - говорит Павел Строков. Ведь на рынке останется меньше игроков.
Сергей Малинин