Покупатель определен – можно спать спокойно. ОАО «ИжАвто» войдет в альянс Renault-Nissan, сообщил гендиректор автозавода Михаил Добындо на инвестиционном форуме в Ижевске. Напомним, что на покупку Ижевского автозавода претендовали еще три компании.
Справка: Одним из претендентов являлся нынешний корейский инвестор «ИжАвто» в лице KIA Motors, который не скрывал желания получить завод даром. Автосборочным производством интересовался и китайский автомобильный концерн Chery Automobile Сo. На завод претендовала и украинская корпорация «Богдан» – производитель автобусов и легковых машин.
Победили сильнейшие – франко-японский альянс Renault-Nissan совместно с флагманом российского автопрома «АвтоВАЗом». Эксперты уже называют примерную сумму сделки – она находится в пределах $300-500 млн.
Справка: Renault владеет 25%+1 акцией Волжского автозавода. Кроме того, ему принадлежит более 40% акций Nissan. Обе компании работают в рамках единой стратегии и под общим руководством.
Приход столь известных компаний должен благотворно сказаться на производственной деятельности одного из старейших автозаводов России, считают на заводе. Тем более что стремления найти себе надежного партнера длятся больше десятка лет и больше напоминают хождение по мукам.
Напомним, что желание организовать сборку иностранных легковушек у «ИжАвто» появилось с середины 90-х. Попытки автозавода слиться с американской компанией Ford, как и реализовать проект по сборке автомобилей Hyunday и Skoda, не увенчались успехом.
Конвейер «ИжАвто», попав в 1999 году под влияние группы «СОК», был загружен устаревшими моделями «АвтоВАЗа». Однако кризис продаж заставил искать зарубежного партнера, которым стала компания KIA Motors. Переход на сборку корейских автомобилей вышел боком для нескольких тысяч сотрудников, которых просто уволили.
Итак, покупатель определен. С ним уже согласовано развитие мощностей: сначала загрузка мощностей до 220 тысяч авто в год, а затем до 350 тысяч, сообщил Добындо. Для завода, который в прошлом году выпустил лишь 70 тыс. машин, планы будущих инвесторов более чем привлекательны.
Впрочем, такая покупка очень выгодна и самому Renault-Nissan. По словам анонимного источника Bigness.ru на Ижевском автозаводе, во время визита на «ИжАвто» представители альянса признались, что поспешили с покупкой «АвтоВАЗа».
Прежде всего работы на российском рынке мощности Волжского завода слишком огромны и затратны. Свою деятельность в России надо было начинать с покупки «ИжАвто». С этим мнением отчасти согласен и заместитель гендиректора Национальной ассоциации производителей автокомпонентов (НАПАК), бывший гендиректор Ижевского автозавода Михаил Блохин.
Он поделился с нашим деловым порталом, что в ближайшей перспективе Renault планирует сборку минивэна на базе Logan, который производят в Румынии. «Естественно, чтобы собирать авто на готовой платформе, не стоило покупать АвтоВАЗ. Если рассматривать площадку АвтоВАЗа с мощностями в 700 тысяч автомобилей в год для сборки и площадку ИжАвто, то для Renault, как и для любого другого инвестора, более предпочтителен последний вариант», – отметил специалист.
«ИжАвто» – это классический сборочный автозавод, который был спроектирован в 70-е годы с непосредственным участием Renault, говорит наш собеседник. Да и его незагруженных мощностей как раз бы хватило альянсу для того, чтобы встать на ноги в России.
Эксперт утверждает, что первые планы Renault по сборке – 90 тысяч авто в год, что чуть меньше половины всех мощностей «ИжАвто». Между тем, из 220 тысяч возможных единиц в 2007 году с конвейера завода сошла только треть авто. Еще одна причина, по которой покупка «ИжАвто» должна была стать для Renault первостепенной, - полностью модернизированные мощности завода.
Хотя представитель НАПАК не считает покупку альянсом «АвтоВАЗа» совсем ошибочной. «"АвтоВАЗ" имеет в своем активе мощности, которых никогда не было в Ижевске. Это производство платформ, механосборочное и металлургическое производство, производство пластмасс, научно-технический центр», – делится М.Блохин. Раз сделка с «АвтоВАЗом» состоялась, значит у Renault более долгосрочные и глобальные планы не только по сборке, но и по производству основных узлов и агрегатов.
Тем более что себестоимость сборки Renault Logan из привозных автокомпонентов, по оценке нашего эксперта, слишком высока. «Скорее всего, перед инвесторами стоит задача снизить стоимость автомобиля минимум на 2000 долларов или даже евро. Если они этого не сделают, то в этих количествах они просто не продадут, в которых планируют», – считает заместитель гендиректора НАПАК.
Какие модели будут собираться на «ИжАвто» пока не сообщается. По мнению нашего анонимного собеседника с завода, возможно, на завод «сольют» сборку стареющей «классики». Продолжится ли его сотрудничество с KIA Motors, до конца не ясно.
Есть предположение, что конкуренты из Renault-Nissan-АвтоВАЗ не захотят производить эти машины на своих новых мощностях.
Скорее всего, ожидая подобного разворота событий, KIA Motors делала самостоятельные попытки купить «ИжАвто». Ведь в ближайших планах компании продажа в России до 100 тысяч автомобилей, причем на Ижевском автозаводе планировалось производить не менее 80 тысяч из них.
Как бы то ни было, судьба «ИжАвто» еще не определена, несмотря на то что уже известен покупатель. Впрочем, на заводе очень надеются, что новая попытка продажи обернется большим успехом.
Наталья Трефилова