Руководитель коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева рассказала, что российские банки намерены в пять раз увеличить количество продаваемых специализированным агентствам проблемных ипотечных кредитов .
По ее словам, проблемных ипотечных ссуд в общем портфеле долгов у коллекторских агентств становится все больше, передают «Индикаторы рынка недвижимости».
Справка: по итогам 2006 года доля долгов по ипотечным кредитам, перекупленных коллекторами у банков составила 0,12%, в 2007 увеличилась до 1,2%, а в текущем году может вырасти примерно до 6%.
В условиях нестабильности рынка недвижимости банки опасаются, что цены на жилье будут падать. Заложенные заемщиками квартиры не покроют банковских расходов, в случае, если клиент перестанет совсем платить по счетам.
Если раньше коллекторам отдавали лишь небольшие и давно просроченные долги с задолженностью более полугода, сумма которых не превышала $1000, то сегодня ставки делают на «молодую» задолженность по крупным ипотечным кредитам. «Как правило, банки начинают передавать коллекторам кредиты, по которым просрочено от одного до трех платежей », – говорит Е.Докучаева.
Юрист коллекторской компании «РусБизнесАктив» Дмитрий Куцев говорит, что такой подход к делу не очень выгоден банкам, так как коллекторы покупают задолженности практически за копейки. «Бывает конечно, что мы выплачиваем банку 100% за задолженность заемщика. Однако это редкость. Все очень индивидуально и зависит от ситуации. В среднем мы выплачиваем банку от 30-70% от суммы долга. Есть и такие кредиты, которые мы выкупаем за 5-10%», – поделился эксперт с Bigness . ru .
Обычно это происходит в тех случаях, когда долг по оценке нашего аналитического отдела представляется малоперспективным. Коллекторы не хотят брать на себя большие риски, когда, к примеру, заемщик не представил никакого залога.
С чем связанно такое поведение банков? Неужели со страхом обрушения банковской системы? Ведь, как ранее указывал президент ММВБ Александр Потемкин , общий объем ипотечных кредитов, выданных в РФ, в 150 раз меньше, чем в Великобритании, и в тысячу раз меньше, чем в США. По словам экспертов, такая неразвитость рынка и столь низкое соотношение ипотеки к активам банков дают надежду на избежание системного кризиса, связанного с ростом проблемной задолженности по ипотечным ссудам.
Казалось бы, веских причин избавляться от «малопросроченных» кредитов нет. Несмотря на это банки стремятся освободить себя даже от небольших долгов. Подобное поведение кредиторов эксперты связывают с двумя основными факторами.
Первый фактор. Банки стали осознавать, что каждый должен заниматься своим делом. Им порой невыгодно содержать собственную службу безопасности по «вышибанию» долгов и терпеть связанные с этим финансовые затраты. Им стало удобно передавать долги специалистам в этих вопросах.
Второй фактор. Продавая такие займы, банки стремятся в первую очередь освободить свой баланс и иметь возможность дальше наращивать объемы кредитования без наличия рискованных кредитов. Коллекторский бизнес развивается вместе с потребкредитованием. Банки переходят на международные стандарты отчетности, и прятать долги стало сложнее, а из-за трудностей с получением длинных денег им выгоднее продать портфель долгов и пустить вырученные средства снова в работу, говорит совладелец агентства «Пристав» Артур Александрович .
В настоящее время, по оценкам экспертов и информации самих банкиров, объем просроченной задолженности по ипотечным кредитам, не превышающей три месяца, составляет в среднем не более 1%. Однако, как сообщают аналитики, у данного показателя наметилась тенденция к росту, хотя пока достаточно слабая.
Чем раньше банк засомневался в заемщике, тем выгоднее его дела можно передать коллектору, добавляет Дмитрий Куцев. За такого клиента больше заплатят. Искать должников с задолженностью превышающей три-шесть месяцев гораздо сложнее, а значит, коллекторы купят такой кредит по дешевке.
Тем более что ипотечные кредиты коллекторские агентства не считают лакомым куском и изначально относятся к их продаже банками скептически. «Мы, как правило, особо не покупаем долги физлиц, которые не обеспечены чем-либо. Цена зависит в этом случае оттого, есть ли кроме той квартиры, в которой проживает должник, еще какое-либо, находящееся в его собственности», – говорит он.
Если ипотечный кредит даже обеспечен квартирой, процент выкупа будет достаточно небольшой. Если в этом случае банк длительное время не может самостоятельно разыскать должника, то цена падает в разы, если это единственное жилье. Кроме затрат времени и сил на поиски нерадивого, у коллекторов могут возникнуть большие трудности с выселением гражданина из единственного жилья.
Так что, с кредиторами шутки плохи, предупреждают эксперты и напоминают, что банки могут не простить заемщикам даже месячной просрочки. Судьба быть переданным в руки коллектора весьма непривлекательна.
Как известно, деятельность этих агентств пока не регулируется законодательно. Такие спецслужбы особо не церемонятся с должниками. Если уж нашли должника, приложат все усилия, чтобы вытрясти из него долг до копеечки. Какими средствами – это отдельный вопрос.
Читайте также: «Не влезай! Убьет»: банк «натравит» на должника коллектора
Наталья Трефилова