Теперь деньги «молчунов», как называют тех, кто решил оставить свои пенсионные накопления под управлением Внешэкономбанка (ВЭБа), будут инвестированы в «инфраструктурные проекты». Соответствующее распоряжение сегодня озвучил премьер-министр России Владимир Путин.
Справка
«Внешэкономбанк» может инвестировать пенсионные накопления только в те ценные бумаги, которые эмитированы государством либо обеспечены его гарантией. Правда, со временем, были сделаны некоторые исключения из этого правила – так, в перечень разрешенных к использованию бумаг были включены ипотечные ценные бумаги. В управлении банка находятся около 350 млрд руб. накоплений 40 млн «молчунов».
К ВЭБу, как управляющему было немало претензий, которые сводились в основном к двум аргументам: во-первых, ВЭБ не слишком-то эффективно управляет деньгами (частные управляющие компании в целом достигают большей доходности), во-вторых, по мнению многих, таким немалым деньгам следовало бы больше «работать» в российской экономике.
Теперь же у него появилась еще одна альтернатива вложения пенсионных средств – в проект транспортного развития страны. Владимир Путин отметил, что считает возможным использование для инвестирования в инфраструктурные проекты пенсионных средств. Но при этом он выдвинул жесткое требование – должна быть обеспечена «абсолютная гарантия вложений и доходности, абсолютная гарантия номер один».
Но это как раз и проблематично, сказал в интервью Bigness.ru ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников.
Он позитивно воспринял решение Путина. «С дорогами у нас наиболее напряженная ситуация», - говорит Сальников. Он проводит параллель с ситуацией в электроэнергетике – в частности, с проблемой новых подключений. Но, в отличие от энергетики, где проблема решается и запущен механизм реформы, в дорожном хозяйстве ситуация только ухудшилась. «Сейчас новых дорог вводится меньше, чем несколько лет назад», - напоминает эксперт. И это на фоне роста автомобильного парка страны – как частного, так и коммерческого.
Однако с доходностью и надежностью инвестиций в дороги пока вопросы. Получить осязаемый доход можно только от платных дорог. Если же отталкиваться от экономического эффекта, то точно подсчитать можно лишь налоговые поступления от бизнеса, расположенного вдоль новых трасс, говорит Сальников. Влияние новых транспортных путей на рост налоговой выручки от повышения деловой активности оценить крайне сложно.
«У нас пока что нет опыта эффективного функционирования платных автодорог, - отмечает эксперт. ‑ Соответственно, у нас крайне расплывчатые представления, насколько это может быть эффективным. Понятно, что другие страны это успешно используют, но у нас не вполне понятны последствия».
К тому же, отмечает ведущий эксперт ЦМАКП, до конца не проработан механизм гарантирования средств инвесторов.
При этом инвестиции в дорожное строительство обременены многими рисками. Главный из них, по мнению Сальникова – возможное ухудшение конъюнктуры, которое тяжело спрогнозировать на долгий срок. А инвестиции в дороги это, как правило, очень «длинные» деньги, напоминает эксперт.
Риски и невозможность оценить реальный экономический эффект от таких крупных инфраструктурных проектов снижают ответственность и исполнителей проекта, который может превратиться в очередную кормушку за казенный счет.
Однако не стоит забывать, что именно крупные вложения в дорожное строительство помогли Соединенным Штатам преодолеть Великую Депрессию 20-х годов.
Сергей Малинин