Машиностроение России показывает рост. Предприятия РФ в январе-апреле 2008 года увеличили собственное производство в среднем на треть по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Позитивный отчет Росстата ‑ это лишь одна сторона медали. Что скрывается за этими цифрами?
По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, предприятия РФ в январе-апреле 2008 года увеличили производство легковых автомобилей на 18,2%. Выпуск грузовых автомобилей вырос на 13,8%. Производство тракторов увеличилось в два раза!
Российское машиностроение (в частности, автомобилестроение) недаром называют одним из полюсов роста экономики страны. Однако для отечественных автомобильных брендов радостного в этом мало. Да, большинству из них удалось увеличить свой сбыт. Но, по словам начальника аналитического центра «АСМ-Холдинг» Виктора Пашкова, в целом рост производства произошел в основном за счет иностранных брендов. «Сегодня российские заводы выпустили почти 185 тысяч легковых авто иностранных марок. Это 40% от всего производства автомобилей», – поделился он с деловым порталом Bigness.ru.
По данным «АСМ-Холдинга», наплаву сегодня держатся лишь российские модели Волжского автозавода, который показал рост отечественных авто в 11%. Бесспорными лидерами он называет марки автомобилей «ЛАДА-Калина», «ЛАДА-Самара» и «ЛАДА-Приора», немного отстает от них вазовская «классика».
Что касается статистки по выпуску автомобилей местных брендов на других заводах, то там цифры менее утешительны. «УАЗ показал отрицательный рост в 10%, Серпуховской завод (“СеАЗ”, выпускает популярный квадрацикл «ОКА» - прим. ред.) вообще подкачал, его производство упало на 82%! На “ИжАвто” снизилась на 20% сборка и по российским моделям и по иномаркам», – констатирует В.Пашков.
Производство легковых иномарок в России выросло на 5-6% процентов по сравнению с прошлым годом. Такие темпы пугают нашего эксперта. Если не вкладывать деньги в развитие и создание отечественных брендов, Россия рискует полностью подсесть на иностранный инвестиционный допинг.
До недавнего времени у специалистов в душе теплилась надежда, что, по крайней мере, производство грузовиков и автобусов не повторит судьбу легкового автопрома. Но уже сегодня уверенности в этом нет.
Согласно данным Росстат, производство грузовых автомобилей за отчетный период 2008 года выросло на 13,8%. Однако если разбирать цифры детально, рисуется та же картина – огромную лепту в рост внесли иностранные грузовики. «Таганский автозавод, который стал недавно на рельсы сборки южно-корейских грузовиков Hyundai Porter, увеличил производство по сравнению с тем же периодом прошлого года в три раза. Его продукция сегодня серьезно конкурирует с той, что выпускает Горьковский автозавод», – говорит В.Пашков.
Между тем, сам ГАЗ увеличил производство лишь на 3,9%. Что касается остальных, УАЗ по производству грузовых авто сохранил уровень прошлого года. Почти в три раза увеличил производство отечественных тепловозов Брянский завод, неплохо продолжает работать КАМАЗ, рост производства которого составил – 22%, УралАЗ вырос на 37%. Выпуск же автобусов снизился в январе-апреле на 6,1%.
Пока цифры не такие печальные, говорит Пашков. Доля российских грузовозов держится на уровне 90%. Однако с прошлого года показатель по грузовым иномаркам вырос вдвое: «Если в прошлом году доля иностранных грузовиков не превышала в производстве 5%, то сегодня становится понятно, что развитие грузового автопрома идет по тому же сценарию, что и у легковых отечественных машин. Ведь у заводов по производству легковых авто почти не было иностранной промсборки еще в 2002 году. Рынок вырос до 40% за каких-то 5-6 лет!» – переживает за судьбу российского машиностроения эксперт.
Впрочем, на рынке машиностроения есть место отечественным брендам. Мы можем активно заняться развитием тракторастроения. Пока иностранные инвесторы еще не покусились на эту отрасль, говорит представитель «АСМ-Холдинга».
За отчетный период российские предприятия выпустили 4,3 тыс. тракторов на колесном ходу, что в 2,1 раза превышает аналогичный показатель прошлого года. В.Пашков особо отмечает Челябинский завод и Волгоградский завод, показавшие 30-процентный рост, Липецкий завод – 26%, Чебоксары – 20%, а новый завод в Елабуге увеличил производство минских тракторов в четыре раза.
«Очевидно, что позитивные перспективы тракторного рынка сильно возросли, производство иностранных моделей насчитывает единицы. Пока эта техника не может конкурировать с российской по цене. Производство же отечественных тракторов значительно выросло по причине высоких госвложений по программе поддержки продовольствия и сельского хозяйства», – заключает эксперт.
Наталья Трефилова