В новостях о поимке грузинского шпиона, облетевших Интернет, было весьма характерное упоминание: деньги за выполненную работу агент спецслужб Грузии получал через систему денежных переводов Western Union. В наше время шпионам не нужны тайники, явки и прочие премудрости, чтобы получить деньги – достаточно прибегнуть с вполне легальным сервисам.
По имеющейся информации, перед шпионом была поставлена задача организовать контакты грузинских спецслужб с активными участниками незаконных вооруженных формирований на территории России. Кроме того, от него требовалось организовать подкуп и вербовку сотрудников российских силовых структур. Деньги на выполнение задачи частью выдавались наличными, а частью – по известной системе Western Union .
Правоохранительные и контролирующие органы всегда с подозрением относились к деятельности многочисленных сервисов по переводу денежных средств. Особенно, если речь идет о мгновенных переводах и электронных платежах. Не без оснований как в России, так в США считается, что в современном мире денежные переводы без открытия банковского счета являются каналом финансирования преступности и терроризма.
В России к схемам, связанным с «прогонкой» денег через такие системы часто привлекают мигрантов, в том числе нелегальных. Они не только являются «естественной» аудиторией служб денежных переводов, через которые они отправляют на свою родину заработанные в России деньги, но лояльно относятся к «деликатным» просьбам своих соплеменников. Да и непрозрачность операций по переводу денег без открытия счета играет на руку тем, кому нужно без шума и пыли быстро «гонять» по стране «черный нал».
Международная организация по борьбе с отмыванием денежных средств, полученных преступным путем (ФАТФ) давно обратила внимание на эти сети.
Так, так называемая Шестая рекомендация ФАТФ «Альтернативный перевод» гласит: «Каждая страна должна принять меры по обеспечению соответствия всех физических и юридических лиц, включая агентов, занимающихся переводом денег или ценностей, включая неформальные сети или системы перевода денег или ценностей, нормативам ФАТФ для кредитных организаций. Каждая страна должна принять меры по административному, гражданскому либо уголовному преследованию физических и юридических лиц, незаконно занимающихся такими денежными переводами».
Между тем российский Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не включает в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами те из них, которые не являются организациями федеральной почтовой связи, но занимаются массовыми электронными переводами денежных средств, в том числе в страны СНГ. То есть тот же « Western Union » не попадает под колпак этого закона. Стоит также упомянуть и системы Интернет-расчетов, такие как Webmoney , Яндекс.Деньги, Rupay и прочие.
Их деятельность представляет собой не что иное, как неформальную сеть перевода денег, которая не охвачена системой финансового контроля и представляет собой удобный канал перемещения денежных средств. Упомянутый федеральный закон ничего не говорит и об электронных переводах денег как объектах предусмотренного им контроля финансовых операций.
Вне контроля государств остаются и специфические каналы денежных переводов. Так, в исламском мире, который характеризуется наличием собственной финансовой системы, большое распространение получила так называемая «хавала». Хавала (это слово означает «переводить» или «телеграфировать») ‑ это неформальная система денежных переводов, построенная на доверии и принципах «узкого круга».
Работая только «для своих», хавала предлагает меньший процент за перевод, большую гибкость в формах перевода – это могут быть не только деньги, но и, например, драгоценные металлы.
Хотя хавала используется для законных переводов средств, ее анонимность и минимальный объем документации также делают ее уязвимой по отношению к злоупотреблениям со стороны криминалитета и террористов.
Арабская хавала не является чем-то уникальным. Системы денежных переводов на доверии, использующие похожие схемы работы известны под именами «фей-чиен» (Китай), «падала» (Филиппины), «хунди» (Индия), «фей-кван» (Таиланд) и пр.
Сегодня эти системы переживают ренессанс, в тому числе благодаря распространению современных технологий и бурному развитию национальных движений в странах, ранее относившихся к «третьему миру».
В ближайшем будущем востребованность таких неформальных систем будет только возрастать. Дело в том, что легальные системы денежных переводов, а также электронных денежных систем, несмотря на всю простоту и кажущуюся анонимность, на самом деле собирают достаточно информации для своих клиентов. «При подборе пары встречных контрагентов каждый филиал компании хранит данные. Если поступает соответственно официальный запрос на конкретное лицо ‑ эти данные предоставляются», - сказал в интервью Bigness.ru представитель одной из крупнейших московских операторов по работе с электронными платежными системами. Кроме того, по его словам, фиксируются все крупные «обналы».
Таких недостатков нет у систем, замкнутых в единой этнической или религиозно-культурной среде. Бороться с преступными деньгами в них так же сложно, как бороться с убеждениями.
Сергей Малинин