Минсельхоз готовит указ президента о введении государственной монополии на рынке черной икры и осетровых пород рыб. «России необходима монополия на торговлю рыбой осетровых пород. Эта мера станет одним из шагов, позволяющих исключить браконьерство», – заявил замминистра сельского хозяйства РФ Владимир Измайлов на пресс-конференции в Волгограде в рамках рабочей поездки, посвященной проблемам развития рыбной отрасли.
В.Измайлов подчеркнул, что в настоящее время ситуация с осетровыми не улучшается, а ухудшается. «Первостепенное влияние на это оказывает то, что у нас нет соглашения по водным биоресурсам, подписанного пятью прикаспийскими государствами. Каждый управляет так, как может и как считает нужным. Это большой вопрос, который по-прежнему не урегулирован», – сказал замминистра.
Он отметил, что именно из-за этого те усилия, которые прикладывает Россия ради сохранения осетровых, не дают ожидаемых результатов. По его словам, Россия выпускает львиную долю молоди в Каспий, это около 80%, но это результатов не дает.
Он также отметил, что инициатива России по созданию специальных оперативных групп на Каспии для оперативной работы против браконьеров не нашла поддержки у других государств.
С его слов, сохранение генофонда осетровых очень важно. Однако Россия должна не просто восполнять рыбные ресурсы, но и заниматься осетровыми в рамках товарного выращивания, чтобы на столах у наших граждан была рыба.
Заместитель гендиректора Каспийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства (КаспНИРХ) Анатолий Власенко согласен с чиновниками из Минсельхоза в том, что сегодня браконьеры практически задушили отрасль. Запасы осетровых рыб полностью исчерпаны в Азовском море и есть только на Каспии, посетовал он в интервью Bigness.ru.
Уже два года, как в России введен запрет на товарный промысел этих ценных пород рыб в открытых водоемах. На сегодня в продаже есть лишь осетровые, выращенные в условиях заводов. «Согласно Конвенции о международной торговле находящимися под уничтожением видами флоры и фауны, вылов осетровых строго квотируется. Был издан федеральный указ, по которому нам дали квоты только на проведение научных исследований и выполнение работ по воспроизводству рыбы в открытых водоемах», – говорит наш собеседник.
По его словам в Каспийском море сегодня просто нет осетровых для продажи. Мало того, запасы настолько истощены, что без специально созданных условий нельзя восстановить природный баланс.
Для этого приходится выращивать рыбу в специальных питомниках для того, чтобы выпустить в открытое море. Сама она не успевает размножаться в естественных условиях. «Сейчас наши заводы формируют маточные стада, потому что нет рыбы, от которой можно получить икру», – сетует представитель КаспНИРХ.
А.Власенко рассказывает, что раньше заводы работали по более простому принципу. В весенний период работали тоневые участки, где вылавливали осетровых, доставляли их на завод, получали икру, часть ее и рыбу отправляли на прилавки. Взамен отловленных осетров заводы выпускали молодь, а полученную икру взращивали. За год удавалось выпустить в открытую воду до ста миллионов особей.
Сейчас это количество вдвое меньше, несмотря на то, что рыбу, из которой вынули икру, не отправляют на стол потребителя, а используют несколько раз для воспроизводства потомства. «Мы используем метод прижизненного получения икры. Самке делаем кесарево сечение, достаем икру и зашиваем. Такая рыба может производить потомство еще года три-четыре», – делится эксперт рыбной отрасли.
Однако и эти ухищрения рыбоводческих хозяйств не спасают море от дефицита осетровых. Пресс неучтенного браконьерского изъятия растет, констатирует специалист.
Осетровых надо спасать от браконьеров, принимать меры необходимо срочно, уверен наш собеседник. Однако от такого разгула браконьерства монополизация этой отрасли не спасет, уверен он.
С ним соглашаются и антимонопольщики. В Федеральной антимонопольной службе были весьма удивлены такой постановке вопроса: можно ли введением госмонополии на торговлю черной икрой и осетровыми спасти рыбное хозяйство страны от браконьеров?
По словам начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева, скорее всего, это «повысит взяткоемкость отрасли. Сегодня можно подделать все документы, наставить печати во всяких ФГУПах и заниматься полулегальным промыслом».
Кроме того, чиновник был весьма удивлен сообщением о том, что «наверху» готовят указ президента о монополизации торговли этой продукцией. Федеральный антимонопольный орган ничего об этом не знает.
На вопрос, позволят ли антимонопольщики ввести тотальный контроль государства, представитель ФАС ответил так: «Будет документ, будем его изучать и выносить решение».
Монополия приведет разве что к росту цен на черную икру и осетровые, публикуют «Известия». В интервью изданию астраханский браконьер поделился, что в Москве в специальном лицензированном магазине икра будет стоить минимум 10 000 рублей за кг, тогда как сейчас она стоит от 4 тыс. рублей.
Между тем, сами рыбоводы считают, что более действенным методом в борьбе с браконьерами будет не введение монополии, а усиление охраны рыбных запасов. И все высказывания чиновников о том, что охранные службы не справляются, эксперты считают некомпетентными. Они уверены – в этой сфере просто нужно навести порядок.
Эксперт из КаспНИРХ констатирует, что в России «слишком много охраняющих организаций, непонятно, кто за что отвечает и кто что охраняет. Они действуют разрозненно. Если и создавать монополию, то в охранном хозяйстве, а не в торговле рыбой», – иронизирует он.
Специально проведенные исследования показали, что пограничная служба очень плохо контролирует море. «Они могут распугать браконьеров только когда выходят на очередные пограничные учения. Мы отметили, что когда приезжает высшее руководство на такие мероприятия – заход рыбы в реку, откуда мы ее ловим гораздо больше, чем в сезон затишья пограничников. Это говорит о том, что служба умеет хорошо работать, просто не желает», – заключает эксперт.
Наталья Трефилова