Провальная сделка с Алжиром по поставке в эту страну партии истребителей российских истребителей МиГ-29 обернется поставкой в эту страну других видов военной техники. Такое развитие событий не исключают в Рособоронэкспорте.
Напомним, в соответствии с подписанным в 2006 году контрактом, Россия должна была поставить в Алжир 36 истребителей МиГ-29СМТ/УБ на сумму порядка $1,5 млрд. Поставку планировалось осуществить по системе trade-in, т.е.взамен новых самолетов корпорация «МИГ» получила бы находящиеся на вооружении ВВС Алжира старые МиГ-29.
В 2006-2007 годах алжирским ВВС было передано 15 истребителей МиГ- 29СМТ/УБ. Перед отправкой самолетов в Алжир специальная комиссия тщательным образом исследовала каждую машину. И хотя никаких претензий к техническому состоянию истребителей выявлено не было, что зафиксировано в актах приемки, после получения самолетов алжирская сторона заявила, что они не соответствуют требованиям, оговоренным в контракте. Это стало формальным поводом возврата МиГ-29СМТ в Россию.
Возврат российских машин с такой формулировкой нанес мощный удар по имиджу российских вооружений, который и так был подпорчен все более частыми рекламациями в адрес российской военной продукции.
На прошедшей вчера пресс-конференции представители «Рособоронэкспорта» заявили, что взамен возвращенных Алжиром 15 истребителей МиГ-29 в эту страну может быть поставлено какое-то другое вооружение.
«Нам нужно отработать номенклатуру по замене возвращаемых МиГ-29. В этой ситуации какие-то переговоры с алжирской стороной могут идти», - сказал журналистам на открывшейся в четверг в Москве вертолетной выставке заместитель генерального директора ‑ начальник департамента ФГУП "Рособоронэкспорт" Александр Михеев.
Он не подтвердил и не опроверг появившуюся в СМИ информацию о том, что Алжир якобы уже обратился с просьбой о поставке взамен возвращенных МиГ-29 дополнительной партии многофункциональных истребителей Су-30МКИ(А).
«Какая конкретная техника будет поставлена в Алжир взаимен возвращаемых МиГ-29 говорить пока рано», - сказал А.Михеев.
Отметим, что ряд изданий, в частности газета «Коммерсантъ» накануне обнародовали информацию о том, что Алжир уже прислал России запрос на приобретение вместо возвращенных «МиГов» 14-16 истребителей Су-30МКИ производства НПК «Иркут». Газета ссылается на свои источники в авиапроме.
«Иркут» уже выполняет контракт с Алжиром на поставку 28 Су-30МКИ(А) на общую сумму около $2,5 млрд. «Если контракт на дополнительную партию будет заключен, поставки могут начаться в 2011 году, после завершения в 2010 году поставок по текущему контракту»,- пояснил президент «Иркута» Олег Демченко.
Вместе с тем, на сегодняшний день, поставки в Алжир самолетов «Су» приостановлены. С октября 2007 года Алжир прекратил выплаты по всем военным контрактам с Россией, жестко увязав это с возвратом «МиГов». После этого «Иркут», отправив Алжиру первые шесть самолетов «Су», отложил дальнейшие поставки.
Алжир расплатился за первые шесть машин и до конца мая ему будут поставлены еще четыре. «После их приемки алжирская сторона должна провести следующий платеж»,- уточнил Демченко.
Однако до сих пор остается нерешенным вопрос с авансом в $250 млн, который Алжир перечислил РСК МиГ в 2007 году за «МиГи». Высокопоставленный источник газеты в авиапроме утверждает, что Алжир не намерен требовать возврат аванса. «Одновременно с перечислением денег по военным контрактам проводится списание государственного долга Алжира,- пояснил собеседник "Коммерсанта". - Очевидно, алжирская сторона будет настаивать на зачете аванса в счет оплаты будущего контракта на дополнительную партию "Сухих"».
По словам собеседника газеты, могут возникнуть проблемы с переводом этой суммы со счетов РСК МиГ на счета АХК «Сухой» и корпорации «Иркут», отвечающих за производство истребителей «Су».
Впрочем, никаких проблем не будет, если предварительная информация о желании Алжира расширить закупки истребителей «Су» не подтвердится. Для сомнений есть основания. Одной из базовых версий, почему Алжир отказался от эксплуатации МиГов, заключалась стремлении влиятельных сил в алжирском руководстве переориентироваться с закупки российских «МиГов» на французские истребители Rafale. Мир оружейного экспорта держится на международной коррупции, поэтому такие повороты не удивили бы экспертов.