Фальшивая виагра, копии автомобилей BMW – поддельные товары широкими шагами маршируют по планете. Пиратская продукция заполоняет мировые рынки, лишает компании прибыли, становится виновницей сокращения рабочих мест, отравляет и убивает человеческую жизнь.
Наш век технического прогресса оказался заложником пиратской продукции. Нелегальные музыкальные записи, фильмы, программное обеспечение, копии знаменитых брендов. Поддельные товары затопляют мировые рынки. По данным австрийского министерства финансов, 10% мировой торговли составляют фальшивки и копии.
Оценки ущерба, причиняемого пиратской продукцией, различны. Впрочем, в двух пунктах международные наблюдатели сходятся во мнении. Каждый год потери на интеллектуальном пиратстве превышают 100 миллиардов евро. Кроме того, в индустриальных странах около 100 тысяч людей теряют рабочие места. Впрочем, фальшивые товары наносят не только экономический удар предприятиям. Для некоторых покупателей поддельные лекарства оказались смертельными.
Несмотря на столь непривлекательное определение, пиратская продукция всегда манит потребителей. Главное ее «достоинство» – дешевизна. Ни для кого не секрет, что оригинал всегда стоит гораздо дороже подделки, чем порой отпугивает покупателя. Так, миллионы людей по всему миру пользуются, например, пиратской копией программного обеспечения.
Причем именно благодаря пиратским копиям программного обеспечения в России, Индии и Китае смогли миллионы специалистов, способных работать с современной компьютерной техникой.
Палитра поддельных товаров весьма широка. Она простирается от копий предметов роскоши до подделки автомобилей! В последнее время пираты полюбили имитировать марки машин немецких производителей. Всем известный пример – это X 5 от BMW и Smart Fortwo концерна Daimler. Большое сходство SUV, выпущенного китайским CEO, с автомобилем BMW X5 вряд ли можно назвать случайным. Другой пример – Smart Fortwo. Сразу после того, как Daimler вывел модель на американский рынок, сразу несколько компаний-пиратов не преминули «перенять» автомобиль. Практически беспрепятственно такие китайские производители, как Flybo и Huoyun HY B -22, полностью повторили дизайн и некоторые характеристики продукта. Они неусыпно следят за американским рынком, а затем наполняют своей продукцией весь мир.
Производители лекарств и медицинских препаратов извлекают получают прибыль посредством сбыта через интернет. Это отлично налаженный канал: дело здесь идут хорошо, а проверки довольно редки, поскольку очень сложно их проводить. Причем, большую часть фальшивок сложно отличить от оригинала, и зачастую даже профессионалы затрудняются.
Фальсификаторы не тратят время на то, чтобы изменить вид продукта, усовершенствовать его. Их единственной целью является быстрая прибыль. Производитель-первоисточник тоже хочет получать большой доход одновременно. Впрочем, он задумывается над дальнейшим развитием своего хозяйства, следит за количеством рабочих мест в своих компаниях, стремится привлечь инвестиции и быть первым в своем секторе.
Фальсификаторы агрессивно орудуют на рынках, ставят «подножки» и совершенно не стремятся к инвестициям. А контроль качества является для них иностранным словом.
Глобализация, самая современная техника и такие анонимные каналы сбыта, как интернет, являются основными причинами для стремительного увеличения теневой промышленности. В развивающихся странах, например в Китае, за этим стоит целая система. С одной стороны, фабрики и заводы заверяют в своей причастности к борьбе против пиратства, с другой – в стране, на заднем плане, прекрасно расцветает воровство чужих идей.
Власти всех стран пытаются бороться с пиратством, но все тщетно: горы фальшивых товаров растут на глазах. Сознательные граждане начинают самостоятельно организовывать движения в борьбе против пиратской продукции. Так, был придумана «награда» пиратам, призванная высмеять их «нелегкий труд» – «Плагиарус». Она выполнена в виде черного лакированного гнома с золотым носом как символ сытых прибылью фальсификаторов продуктов.
Эльвира Чукмарова