Бывший президент России Владимир Путин, оказавшись в кресле премьер-министра, решительно перекроил структуру правительства. Так, среди прочих изменений, прекратило свое существование Министерство промышленности и энергетики. На его место появилось министерство промышленности и торговли и министерство энергетики.
Это разделение не стало сенсацией, хотя эксперты больше ожидали дробления Министерства экономического развития и торговли.
Политологи и экономисты по-разному оценивают этот шаг нового премьера. «Большого смысла в этом не вижу» сказал в интервью Bigness . ru президент Фонда аналитических программ «Экспертиза», декан факультета прикладной политологии Высшей школы экономики Марк Урнов.
«Было одно министерство – стало два. Просто распилят аппарат», - считает политолог. Однако он признает, что эффективность работы чиновников новых министерств может повыситься. «Кому-то из чиновников естественно где-то станет легче, ‑ говорит Урнов. ‑ Когда слишком большое министерство, всегда есть перегруженность, всегда появляется проблема недостаточности полномочий, начинаются конфликты интересов. Когда их разводят, работать становится полегче».
Разделение министерства продиктовано требованиями времени, уверен ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. «Энергетика, как особая отрасль может рассматриваться отдельно, так как это самостоятельный, крупный и сложный объект управления», - сказал он в интервью Bigness . ru .
Он привел в пример положительный опыт США, где вопросы энергетики также выведены в компетенцию отдельного министерства.
При этом надо понимать, что экспорт энергоносителей для нашей страны еще долгое время будет оставаться основой экономического развития. С этой точки зрения можно провести определенные параллели со странами ОПЕК, в которых давно существуют отдельные «нефтяные» министерства.
Правда, структура нашего нефтегазового экспорта несколько шире, напоминает эксперт.
Главная задача подобных министерств – стратегическое управление топливно-энергетическим комплексом.
«В ближайшие годы и на долгосрочную перспективу управление топливно-энергетическим комплексом нашей страны станет еще более сложным и к нему предъявляются повышенные требования», ‑ сказал Bigness . ru Владимир Сальников. Он отметил, что в мире, по некоторым признакам, формируется дефицит первичных ресурсов. «Цены растут, при этом освоение ресурсной базы замедляется», - говорит аналитик, подчеркивая, что у нас в последние годы с воспроизводством минерально-сырьевой базы ситуация обстояла не лучшим образом.
«Освоение новых месторождений шло замедленными темпами – это факт», - отмечает Сальников.
Он уверен: если Россия хочет и дальше оставаться значимым игроком в мировой энергетике, то и управление этим комплексом внутри страны должно быть более эффективным, с более четкими приоритетами, механизмами и так далее.
Другим аргументом к отделению энергетического министерства является разница подходов в развитии добывающей и обрабатывающей промышленности. «Если посмотреть на перспективные задачи, стоящие перед добывающей и обрабатывающей промышленностью, они в чем-то похожи, но в силу различий в технологиях они все же специфические. Одно дело осваивать новые месторождения, и другое дело повышать конкурентоспособность в конечной продукции обрабатывающей промышленности. Инструменты достижения этих целей также различаются. Поэтому разделение вполне логично», ‑ уверен эксперт ЦМАКП.
Сергей Малинин