Упаковка продукта в наши дни является решающей рекламной площадкой производителя. Немецкий проект Pundo 3000 Самуэля Мюллера сравнил 100 продуктов: как они выглядят на упаковке и каковы в реальности. Как нас пытаются искушать рекламой и чем кормят в действительности?
Дизайнерская студия Самуэля Мюллера решила узнать, как производители заставляют покупать свою продукцию. Нет, они не заманивают потребителя особыми ароматами или обещаниями о пользе того или иного продукта питания, хотя этот прием также используется. В союзе с великими умами рекламного бизнеса они наносят удар ниже пояса – манят нас упаковкой.
В рамках проекта Pundo 3000 сравнивались 100 продуктов питания: как они изображены на упаковке и как выглядят в реальности. Все объекты исследования покупались задолго до окончания срока годности, открывались крайне аккуратно, а полуфабрикаты приготавливались точно так, как сказано в руководстве, и сразу же фотографировались.
«Естествоиспытатели» крайне разочарованы: действительность оказалась совсем неприглядной, далеко не такой, как обещала реклама упаковки. Так, вкусно изображенные на упаковке золотисто-коричневые вафли, наполненные вязким темным шоколадом с добавлением дробленого лесного ореха, рекомендуемые в качестве небольшой закуски, в реальности укладываются штабелями, как строй падших в бою солдат.
Спиралевидные рогалики Milkiway, согласно заверениям упаковки, содержат в себе чудо: целую картину Инь-Янь из кремового наполнителя. Однако на самом деле чудесные булочки при извлечении из шуршащей оболочки оказываются далеко не спиралевидными, а крема внутри мало, и цвет его оставляет желать лучшего – уж очень он неожиданный.
Кондитерские изделия больше всех грешат слишком красивой и «вкусной» упаковкой. Такие шедевры даже ни в каждой кондитерской встретишь. А здесь – вот, пожалуйста, с полки магазина к вам в руки готовы попасть ажурные печенья, тортини с невообразимыми узорами. И каждый продукт – якобы маленькая сенсация.
Однако не только сладкие десерты выглядят слишком преувеличенными на картинках. Салат из сельди для людей, страдающих нехваткой времени. Упаковка убеждает занятого человека, что в силах справиться с его проблемой – даже в ресторан не ходи. Сочные – как на подбор – ломтики сельди посыпаны зеленью. В действительности, вскрывая пластмассовую плошку, мы видим, как в мутно-розовом соусе безжалостно утоплены как сельдь, так и все, что к ней полагается, но в крайне ограниченном количестве.
Хрустящий чизбургер выглядит удивительно красивым на картинке: нежный расплавленный сыр щедро покрывает аккуратно разложенные лук и огурцы. Однако реальность вновь больно бьет по нервам гурмана: сыра значительно меньше, да и другие продукты в чизбургере нужно искать только полагаясь на помощь высококвалифицированных детективов.
В наш век фастфудов почти каждый хотя бы видел упаковку Биг-Мака McDonalds. Вспомнили его знаменитые изящно выделяющиеся листья салата? Непосвященные, знайте: в причем при первом же прикосновении к Биг-Маку.
Где заложен краеугольный камень? Фуд-дизайн всему виной! Именно благодаря стараниям фуд-дизайнеров мы покупаем, слепо следуя упаковке. Главная их цель – сделать так, чтобы покупатель непременно захотел попробовать то, что таит в себе упаковка.
Фуд-дизайнеры, дабы искусить потребителя, идут даже на самые запрещенные приемы. Так, мороженое для рекламных съемок делают из обычного картофельного пюре. Котлеты для придания им аппетитного блеска поливают лаком для волос. Куриные ножки, чтобы при жарке они не скукоживались и не темнели, не жарят, а сушат строительным феном. Пельмени лепят вручную, а вместо сметаны используют клей ПВА. Мясо подкрашивают соевым соусом, йодом, мазутом, а иногда и солидолом. Пивная пена делается из стирального порошка. Вот поэтому следует помнить, что главное – не снаружи, а внутри. И это касается не только человека, но и продуктов питания.
Эльвира Чукмарова