Последним значимым законом, который в качестве президента России подписал Владимир Путин, стал акт об ограничениях иностранных инвестиций в некоторые сектора экономики. Случайно ли он был подписан всего за два дня до ухода?
Вчера президент России Владимир Путин подписал, видимо, последний закон в нынешнем статусе. 7 мая он официально сложит президентские полномочия, и вряд ли в ближайшие сутки на его подписи окажется нормативный акт подобной значимости.
Речь идет о федеральном законе «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Закон был принятый Госдумой 2 апреля 2008 г. и одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 г. Иными словами, этот акт вводит прозрачные правила игры для иностранных инвесторов на российском рынке.
О необходимости данного законопроекта говорилось с 2005 года, когда российским властям пришлось фактически «вручную» (без законодательного автоматизма) решать вопросы с несколькими зарубежными концернами, которые пытались приобрести крупные пакеты в российских компаниях. В частности, одной из самых скандальных была ситуация с компанией «Силовые машины», блок-пакет акций которой собирался приобрести немецкий концерн Siemens. Государство не могло спокойно согласиться на эту сделку, так как в структуре производства «Силовых машин» была продукция в рамках гособоронзаказа.
«Необходимость в таком законе есть», - сказал в интервью Bigness.ru экономист ИК «Атон» Владимир Осаковский. «Установлены определенные правила игры, причем не запретительные, а ограничительные», - говорит он.
Однако в снижении возможностей для привлечения средств всегда есть негатив, подчеркивает наш собеседник. «В большинстве секторов, указанных в законопроекте, нет особых интересов со стороны иностранных инвесторов», - говорит экономист. Исключение, естественно, составляют месторождения полезных ископаемых федерального значения; а также сфера фиксированной телефонной связи, которые попали в ограничительный перечень. «Это очень капиталоемкие сектора экономики и лишний приток капитала туда был бы полезен», - уверен Осаковский.
Есть мнение, что лично Владимир Путин был против такого закона, равно как и против создания любого нового формального препятствия для любых инвестиций. Не секрет, что даже российская «оборонка» нуждается в глубокой модернизации производства, чего инвесторы отечественные пока в полной мере предложить не могут.
Однако подписание этого закона стало симметричным ответом России на аналогичные действия в США и Евросоюзе, где почти одновременно были приняты акты, ограничивающие деятельность иностранных инвесторов.
Так, в октябре прошлого года конгресс США принял Закон об иностранных инвестициях и национальной безопасности. Согласно этому акту, решение по допуску инвестора на американский рынок принимает Комитет по иностранным инвестициям (КИИ). Руководит Комитетом глава Минфина, в состав входят госсекретарь, генеральный прокурор, министры обороны, торговли, энергетики и внутренней безопасности. Имеют право присутствовать директор ЦРУ и министр труда.
Месяцем ранее Еврокомиссия утвердила свои ограничения на пути иностранного капитала. «Принцип взаимности», согласно которому иностранному инвестору могут не разрешить приобретать акции европейских газовых компаний, предполагает, что ограничения коснуться лишь стран с «неблагоприятным инвестиционным климатом». Однако такая формулировка изначально предполагает субъективность оценки. Это и неудивительно: ведь все эти усилия направлены в первую очередь против экспансии российского «Газпрома».
Российские официальные лица однозначно прокомментировали эту и американскую инициативы как недружественные по отношению к российским инвесторам. Собственно, именно действия Европы и США подтолкнули российских парламентариев в форсированном режиме вновь рассмотреть отложенный было законопроект и за считанные месяцы принять его.
Несмотря на то, что российский закон гораздо более прозрачнее и мягче своих зарубежных аналогов, его критика из-за рубежа неизбежна. «Зоной особого внимания» законом объявлены все значимые средства массовой информации. В «стратегический» перечень вошли печатные периодические издания с тиражом от 1 млн экземпляров, а также теле- и радиоканалы, вещающие на половину любого субъекта Федерации.
Впрочем, эта критика останется без адресата – Путин уходит.
Сергей Малинин