Главная жилищная реформа страны зашла в тупик. Управление жилищным фондом из рук государство уплыло в руки вчерашних чиновников и строителей-монополистов. Для граждан это означает, что все будет по-прежнему, только дороже.
Напомним, к 1 мая каждый многоквартирный дом в стране должен был получить «хозяина» в виде либо внешней управляющей компании, либо организации жильцов.
До праздника всех трудящихся государство должно было провести конкурс управляющих компаний для передачи им домов, жители которых так и не определились с самоуправлением.
Напомним, собственникам квартир предлагалось объединиться в «товарищества собственников жилья» (ТСЖ) – юридические лица, наделенные правом обслуживать многоквартирные дома и взимать с жильцов плату за свои услуги. В ведении ТСЖ должен оказаться широкий круг вопросов – от ремонта жилищно-коммунального хозяйства, до сдачи в аренду пустующих площадей управляемого дома.
Логика властей очевидна. Нынешнее состояние жилищной инфраструктуры плачевно – в среднем по стране её износ составляет 70-80% и увеличивается на 2-3% в год. Власть не в состоянии решить эту проблему – все признают, что государственное управление в этой сфере не достаточно эффективно.
Предполагалось, что собственники жилья, организовавшись в ТСЖ, в качестве инициативы «снизу» оптимизируют затраты на ремонт и эксплуатацию. Будучи заинтересованными в снижении квартплаты и улучшении жилищных условий, собственники будут вкладывать деньги в энергосберегающие технологии, искать оптимальных по цене и качеству подрядчиков.
Однако, по оптимистичным официальным данным, ТСЖ появились только у 7% российских домов. По данным депутата Госдумы Галины Хованской, в реальности количество ТСЖ, созданных по инициативе жильцов, не превышает 3%. «Это головная боль властей», - отмечает депутат в интервью Bigness.ru. Причем, судя по некоторым данным, управляющие компании назначены далеко не для всех «неопределившихся» домов – вместо объявления о выборе управляющей компании на многих московских домах висят свежие призывы о проведении собраний для учреждения ТСЖ.
Эта проблема особенно актуальна для старых изношенных домов. ТСЖ создавать в них бессмысленно, так как силами жильцов капитальный ремонт в них не сделать, а обещанная помощь от государства может так и не прийти (для получения федеральных дотаций на капитальный ремонт нужно выполнить аж 14 разных условий).
Нет ажиотажа и среди управляющих компаний. «Поэтому идет монополизация этой сферы крупными застройщиками с одной стороны, а с другой остаются бывшие «Дирекции единого заказчика» (ДЕЗ), которые сейчас превращаются в частные лавочки», - сказала Галина Хованская Bigness.ru.
«Целые города могут захватываться одним застройщиком, - говорит депутат. - А отсутствие конкуренции приводит к повышению платежей». Коммерциализацию ДЕЗов тоже нельзя считать позитивным явлением. «Ситуация ухудшится, потому что за ДЕЗами стояло государство и бюджет, а за “обществом с ограниченной ответственностью” стоит только уставной капитал в 10 тыс рублей», - отмечает Хованская. Добавим, что это прямой путь для прихода на рынок управления жильем мошенников.
Впрочем, даже в том сегменте, где ТСЖ все же был избран, в 90% случаев был заключен посреднический договор на управление жильем со сторонними организациями (с теми же ДЕЗами). Хованская также поделилась с нашим порталом, что во многих случаях ТСЖ были учреждены с нарушениями: «была и подделка протоколов собраний, и административное давление».
То есть фактически, в результате данного этапа жилищной реформы, вопрос передачи жилищного фонда наиболее эффективным управленцам все так же далек от решения. При этом жильцам «светит» вполне реальное увеличение квартплаты.
Впрочем, у жильцов, которым навязанная управляющая организация встанет поперек горла, есть предусмотренный законом выход. Если управляющую компанию выберут на конкурсе, терпеть её придется всего год. По истечении этого срока жильцы, осознавшие свою ответственность за свой дом, смогут изменить способ управления им.
Сергей Малинин