Банки смогут получать доступ ко всей подноготной заемщика в считанные минуты. На ранке кредитования наметилась тенденция укрупнения кредитных бюро, содержащих "историю" всех заемщиков. Каждый клиент российского банка окажется под огромной лупой.
Сегодня крупные розничные банки - Сбербанк и ВТБ - рассматривают вопрос об объединении своих кредитных бюро, которые содержат информацию о неблагонадежных заемщиках. Это замечательная тенденция, говорят эксперты, ведь общей базы данных обо всех неплательщиках, которой пугают потенциальных заемщиков, – не существует! Пока это всего лишь мечта, пожалуй, любого банковского работника.
Пока это остается лазейкой для мошенников. Мол, не расплатился с кредитом в одном банке – дадут в другом. По сути, сегодня дела обстоят именно так, говорит источник Bigness.ru в Центробанке.
Сегодня в России 14 бюро кредитных историй. Такая система не очень удобна. Хотя, в принципе, при большом желании, раздобыть информацию о неплательщике сегодня может любой банк.
Справка:
Лидером по числу накопленных кредитных историй в России является Национального бюро кредитных историй (НБКИ). Внешторгбанк (ВТБ) является его акционером. Старший вице-президент банка Андрей Сучков возглавляет совет директоров бюро.
Вторым крупнейшим по числу накопленных историй российским кредитным бюро является «Глобал Пэйментс Кредит Сервисиз», долю в котором недавно приобрело американское бюро кредитных историй Equifax.
Сбербанк владеет долей в ЗАО «БКИ Инфокредит», которое является третьим крупнейшим кредитным бюро в стране. Пакетами акций этого БКИ владеют также Национальный резервный банк, Межрегиональный инвестиционный банк, ООО «Группа компаний “Русагро”».
В четверку лидеров российского рынка входит также БКИ «Экспириан-Интерфакс», учрежденное крупнейшим мировым кредитным бюро Experian совместно с международной информационной группой «Интерфакс».
Отсутствие централизованной системы создает трудности. «Чтобы собрать досье на заемщика, конкретный банк должен направить 14 запросов, пока запрос прогонишь по всем бюро – пройдет день. За этот день заемщик-мошенник может уже назанимать кучу денег в других банках и остаться белым и пушистым – отсюда и невозвраты кредитов», – поделился собеседник с нашими читателями.
Монополистом кредитной базы данных, по мнению представителя ЦБ, хочет быть любой банк. Это огромные деньги и своего рода власть. Единую систему в свое время хотели создать под патронажем ЦБ, говорит собеседник. Правда, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила против такого слияния.
Как сообщает «Интерфакс», на днях глава ВТБ предложил Сбербанку объединить кредитные бюро, в которых каждая из двух кредитных организаций является акционером. С такой инициативой выступил председатель правления ВТБ Андрей Костин.
Подобный шаг наш источник в Центробанке называет приемлемым. «Укрупнять можно, но не стоит доводить до монополии. Еще Аристотель писал “главное баланс – не доводите до абсурда”», – делится он.
Сократить количество бюро можно. В этом случае не будет нужды часами отправлять десятки запросов в различные структуры, чтобы выяснить – чист ли перед кредиторами потенциальный заемщик. К сокращению этих структур наш эксперт предлагает подойти философски: «Древнегреческие философы говорили, что оптимальное число для всех от трех до семи. Если это все будет интегрировано, к примеру, в три организации, запросы будут выполняться уже не в течение дня, а в течение минуты».
Однако, по мнению нашего собеседника, интеграция не всегда полезна. «Любая интеграция – благо для аналитика и головная боль для безопасника. Когда интегрируется информация, с одной стороны – это упрощение. С другой стороны – это дополнительные риски. Если данные разрозненные – их сложнее украсть. Если все интегрировано в одном месте, это удобно и повышается функциональность, но с другой стороны – украсть единую базу данных проще», – говорит наш источник.
Наталья Трефилова