Экономический Армагеддон предрекает России бессменный лидер коммунистов Геннадий Зюганов. Таким нехитрым образом подзабытому политику удалось вновь вернуться на ленты информагентств. Правда, его аргументы обнажили полную некомпетентность политика в российской экономике, констатируют экономисты.
Напомним, глава КПРФ в пятницу заявил, что вероятность финансового кризиса в России сейчас «исключительно высока».
«Вероятность исключительно высокая. Все говорят: у нас стабфонд, золотовалютные резервы огромные... Да, в пределах 600 миллиардов (долларов). Но уже корпоративных долгов набрали почти на 500 миллиардов. Плюс государственные долги. Стабфонд и золотовалютные резервы, по сути, равны долгам", - сказал Зюганов в интервью РИА «Новости».
Лидер КПРФ также высказал мысль, что Россия может оказаться главной жертвой международного кредитного кризиса.
«Если завтра придавит счета тех, кто давал корпорациям, то надо будет платить. И если вдруг закачается финансовая система, то, что наше там лежит, нам не отдадут. Поэтому когда говорят, что дефолт невозможен, это неправда», - заключил политик.
Арифметика главного коммуниста страны не сошлась с цифрами главного экономиста банка «Траст» Евгения Надоршина. Согласно цифрам официального платежного баланса на начало 2008 года, долги российского коммерческого сектора составляют чуть больше $410 млрд, отмечает он. «И за первый квартал этот долг сильно не вырос. Ни о каких $500 млрд речь не идет», - сказал экономист в интервью Bigness.ru.
При этом, золотовалютные резервы, по данным Центробанка, уже давно превысили $500 млрд, а по итогам апреля эта сумма перевалит за $525 млрд, уверен Надоршин. Добавим, что объем средств бывшего Стабфонда, размещенных ныне в Фонде национального благосостояния и в Резервном фонде превышают $150 млрд. В совокупности, российские резервы в полтора раза превышают всю мыслимую и немыслимую внешнюю задолженность.
Но главное заблуждение, которым поделился Зюганов с журналистами, не в этом. Если бы долги российских компаний превысили бы национальные резервы, в этом не было бы никакого «криминала». «У большинства развитых стран внешняя задолженность корпоративного сектора гораздо больше, чем их резервы. Посмотрите на США – это страна, резервы которой не покрывают и 10% огромного внешнего долга», ‑ сказал экономист нашему изданию.
Досрочного возврата долгов, о котором говорит Зюганов, потребовать невозможно, если это не было прописано в договоре. «Даже если и было прописано – вряд ли это имеет какое-нибудь значение», - считает экономист.
Надоршин убежден: ситуация сейчас сильно отличается от ситуации 1998 года. «И кризиса можно ожидать откуда угодно, но только не от платежей по внешнему долгу», - уверен он.
«Актуально говорить о угрозе кризисе ликвидности. Канал валютного рынка – покупки и продажи ЦБ – это основной источник пополнения ликвидности. Отток капитала может повлиять на свободные средства банков, что автоматически может негативно сказаться на банковском секторе. Но кризиса как такового это не означает», ‑ сказал Надоршин Bigness.ru.
Сергей Малинин