Обязательное автострахование может подорожать в полтора раза. Министерство финансов, которое определяет эти тарифы, может не выдержать натиска со стороны страховых компаний. У страховщиков своя правда – «улучшение» закона об ОСАГО заставляет их вести себя с клиентами цивилизованно, что делает «автогражданку» убыточной.
Тарифы ОСАГО могут вырасти в среднем на 40–50%, сообщает ИА «Финмаркет» со ссылкой на Российский союзе страховщиков (РСА). Предполагается, что подорожание затронет в основном наиболее проблемные с точки зрения аварийности регионы. То есть Москву и Санкт-Петербург рост тарифов затронет в наименьшей степени.
Несмотря на то, что Минфин до сих пор не озвучил намерения о пересмотре тарифов, страховщики считают это делом почти решенным. Ведь они уже начинают терпеть убытки от изменений в законе об ОСАГО.
Напомним, в этом году последовательно должны вступить в силу несколько пакетов поправок к этому закону, которые призваны повернуть «автогражданку» лицом к автовладельцам.
Первая «порция» поправок к закону об ОСАГО, которая вступила в силу с 1 марта этого года, повышала лимиты выплат пострадавшим в ДТП, а также их родственникам. Кроме того, автовладельцам запретили проводить независимую экспертизу, игнорируя направление на независимую экспертизу от страховщика.
Поправки, вступившие в силу с 13 апреля 2008 года, увеличивают срок рассмотрения страховщиком заявлений потерпевших с 15 до 30 дней, но при этом за каждый день просрочки предусмотрены пени.
Если лоббистские усилия страховщиков не увенчаются успехом, то с 1 июля нынешнего вступит в действие принцип прямого урегулирования убытков: потерпевший а аварии автовладелец сможет обращаться к своему страховщику. Тот, в свою очередь, возьмет на себя всю волокиту со страховой компанией виновника.
А с 1 декабря должно сократиться участие ГИБДД в разборе мелких аварий: присутствие сотрудников этого ведомства станет необязательным, если в ДТП участвовало только двое водителей, все обошлось без человеческих жертв, а сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей.
Однако, эти поправки, столь ожидаемые автовладельцами, могут всерьез ударить по страховому бизнесу. Издержки страховщиков на ОСАГО резко возрастут, предупреждают эксперты.
«Сейчас на мелких авариях люди предпочитают не ждать ГИБДД, они договариваются со вторым участником ДТП о возмещении убытков, либо вообще «забивают» на это. В итоге, не обращаются за выплатами. После введения «упрощенки», простейшие аварии можно регулировать без вызова ГАИ. Соответственно в компании возрастет число обращений по мелким ДТП, которых гораздо больше, чем крупных», - рассказал Bigness.ru Алексей Янин, руководитель направления рейтинга страховых компаний агентства «Эксперт РА». По той же причине увеличатся и объемы мошенничества на дорогах. Согласно данным ВЦИОМ, допустимым для себя участвовать в страховых мошенничествах считают 40% россиян.
При этом базовый тариф ОСАГО, который был принят в 2003 году, ни разу не менялся. До сих пор он составляет 1980 рублей. По самым скромным подсчетам, его необходимо увеличить на 20%.
Убыточность обязательного автострахования растет и без законодательных нововведений. По официальным данным, в 2007 году страховщики заключили договоров на 72,4 млрд руб. и выплатили автовладельцам 39,3 млрд руб., то есть 54% от всех собранных средств. Годом ранее эта цифра составляла 49%, то есть россияне начинают активнее требовать возмещения вреда.
РСА предлагает повысить базовый тариф по ОСАГО для физлиц с 1980 руб. до 2417 руб. Тариф для такси может увеличиться в 2,4 раза – с 2965 руб. до 7049 руб., для маршруток, по замыслу РСА, должен повыситься в 2 раза – с 1620 руб. до 3154 руб. По словам начальника управления методологии страхования Российского союза страховщиков Владимира Козлова, ощутимее всего расценки вырастут в северных регионах, где страховые компании несут больше убытков.