В наш век реклама вездесуща. Ее цель – заявить о продукте или представить услугу по возможности наиболее положительно и красочно. В 1990-е годы реклама хотела шокировать, в 2000-е она ищет нашего расположения, нашей близости. Она стала использовать общественное сознание для того, чтобы руководить им. В будущем реклама будет размахивать дубиной морали.
Мишень и цель рекламы звучат просто, ибо они вечны. Цель рекламы заключается в том, чтобы заставить потребителя купить продукт. Это весьма непросто. Если раньше было достаточно опубликовать книгу и написать « XYZ хорош!», то сейчас чтобы найти дорогу к потребителю, приходится вести партизанскую войну в информационном пространстве. Причем решающее значение в ней имеет именно реклама, столь преобразившаяся в течение последних лет.
Преображение началось в поздние 1990-е годы. Чтобы побороть перенасыщение рынка производители пытались оказывать шокирующее давление на зрителя. На фотографиях изображались реалии больных СПИДом, приговоренные к смерти, испачканные нефтью животные, или выставлялись изображения, граничащие с порнографией. Картины достигали желаемого – пристального внимания общественности. Некоторые компании даже напоролись на настоящие скандалы.
Впрочем, реклама 90-х была весьма утомительна, в 2000-х она ищет контакт и близость современников. Нынешняя реклама соединяет мораль и сотрудничество с потребителем, и в таком виде она останется актуальной, пожалуй, даже после 2010 года. Рекламные агентства, внештатные сотрудники которых охотней называют себя «творческими» ищут новые пути. Вместо того чтобы обращаться по телевидению к переключающему каналы потребителю, они скорее пойдут на улицу.
Другие по-прежнему ставят на шок, зачинателем которого в рекламе был Benetton. Между тем его постоянные нарушения границ стали уж слишком явными и пламенными. Призывы Benetton к объединению противоположностей направлены на расширение известности и увеличение сбыта продукции.
Кто-то сочетает этот подход с умеренной провокацией, порой заходя за рамки порнографии. Это связано с тем, что глобальная экономика, нарушая моральные принципы, все сильней направлена на извлечение наибольшей прибыли. Со временем эти противоречащие явления могут войти в норму, так как влияют на потребителя. Возможно, они даже официально станут выполнять решающую рыночную роль.
Кроме того, для того, чтобы потребитель купил ту или иную вещь, можно рекламировать не только сам продукт – достаточно просто показать, насколько хороша та компания, которая его изготавливает. Примером тому может служить американское текстильное предприятие American Apparel. Компания осознанно отказывается от логотипа на своих продуктах. Она заявляет о том, что производит их у себя на родине, избегая использовать дешевый труд представителей бедных стран. И в рекламе не изображена восхитительная модель. Нет, обычные потребители и довольные сотрудники лучше всего отражают все плюсы компании, продукцию которой покупает средний человек с улицы. American Apparel умеет преподносить себя общественности, которая встречает ее точно нерв времени. В самое короткое время American Apparel может достичь высот наикрупнейшего производителя футболок США.
Преданно служа своему конечному зрителю, современная реклама, между тем, словно нападает на потребителя и пытается обратить его к собственной цели. Она стала сильнее, чем раньше, так как умеет использовать все общественные течения действительности, обрабатывать, извлекая выгоду.
Сегодняшний рекламный рынок органично соединяет все достижения политики, экономики и искусства, в свою очередь также на них влияя. Реклама весьма чувствительно реагирует на происходящее вокруг и умеет, в зависимости от ситуации, парировать мягкими пощечинами или наносить агрессивные удары. Рекламные анонсы или плакаты говорят словно языком своего времени, рассказывают о мечтах, которыми как раз в этот момент бредят наши сердца. И в конце концов, следуя их велениям, мы идем покупать.
Использованы материалы Die Presse.
Эльвира Чукмарова